«Афиша Daily» нашла и сфотографировала 8 новых независимых театральных группировок в Москве и Петербурге. А еще выяснила, что такое криптакли, как правильно вызывать дух Ленина и зачем говорить про боль.

партнерский материал
партнерский материал

«Театр. На Вынос» (Петербург)

Основатели «Театр. На Вынос» Алексей Ершов и Максим Карнаухов и участницы московской версии спектакля «Poe.Tri» Ника Никульшина и Саша Ветрова

Кто это: Алексей Ершов и Максим Карнаухов, отчисленные из петербургской театральной академии. Сегодня их стрит-арт-театр, возникающий то здесь, то там, специализирующийся на непредсказуемом преломлении действительности, — один из самых востребованных независимых коллективов на фестивальной карте.

Откуда взялся: Началось все два года назад. Режиссер Алексей Ершов за один день создал спектакль со случайным прохожим. К вечеру они продемонстрировали результат группе только что подвернувшихся им зрителей. Это повторилось семь раз.

Чем занимается: Алексей Ершов и Максим Карнаухов за два года обзавелись уже серией хитов: «Poe. Tri.» — прогулка по любому городу в компании местного самопровозглашенного поэта, «Abuse Оpera» — документальная опера о насилии, «Старик и море» — путешествие вслед за мужиком, плывущим по Грибоедовскому каналу на надувной лодке. Спектакль «Poe. Tri» номинирован на «Золотую маску» и сейчас бродит по Москве. В планах у «Театра. На Вынос» бодипозитив-балет.

«Мы не продаем билеты на наши спектакли, мы делаем их в городских пространствах и ни с кем никогда ни о чем не договариваемся. Зрители всегда являются такими же захватчиками, как и мы: они ровно так же проникают в здания через подвалы, чтобы посмотреть спектакль».
Алексей Ершов
Режиссер

«Перфобуфет» (Петербург)

Команда «Перфобуфета» позирует у перфотачки из спектакля «Перфомск». Крайний справа в светлой куртке — фронтмен Артем Томилов

Кто это: Театральный буфет, который помимо кофе производит смыслы и дурачества.

Откуда взялся: Создан Артемом Томиловым в Театре поколений всего год назад в ответ на потребность театра в буфете. Теперь это самостоятельная площадка внутри театра, на которой выпущено уже пять спектаклей.

Чем занимается: «Перфобуфет» частенько создает спектакли для одного зрителя: предлагает ему телефонный разговор с богом или сеанс избавления от токсичных отношений. Из «Перфобуфета» команда, бывает, выезжает на своей омской тачке, и это тоже спектакль — «Перфомск».

«Наш проект «Call to Godot» — это такой оммаж Беккету. Там нет пьесы [«В ожидании Годо»], но есть персонаж Годо. Мы несколько сентиментально относимся к этой работе. Это наша «Чайка», которая показала, в каком направлении можно двигаться. Это спектакль для одного реципиента. Все крутится вокруг звонка: человек может позвонить Годо. Прикол в том, что Годо [так и не появившийся в пьесе Беккета] наконец здесь, он пришел. Зритель с ним разговаривает и может задать ему любой вопрос».
Артем Томилов
Режиссер

Yellow yell love (Петербург)

На этой фотографии Дмитрий Белыш в своем перформативном воплощении — перфоперсоне Yellow suit

Кто это: Объединение вокруг Дмитрия Белыша, человека в желтом спортивном костюме, генерирующего криптакли.

Откуда взялся: Однажды актер Дмитрий Белыш придумал себе альтер эго («перформативное воплощение»), облачил его (то есть себя) в желтый костюм и назвал (то есть назвался) Yellow suit. Yellow suit тоже придумал себе воплощение с именем загадочного исторического персонажа Каспара Хаузера. Может показаться, что все это один человек, но, по официальной версии, группа Yellow yell love — трио.

Чем занимается:
В диптихе «Акт-контакт Каспара Хаузера с Пушкиным А.С.» Yellow suit сначала реконструировал дуэль Пушкина с Дантесом, а на следующий день возложил цветы к памятнику поэта. Но магистральной работой все равно остается криптакль «Аватарка-заманушка» — гремучий монолог Дмитрия под техно и его глубинное погружение в себя, в Yellow suit и Каспара.

«Все началось год назад, с челленджа, когда я решил каждый день делать свежую фотку и ставить ее на аватарку в ВК. Сначала это были селфи, затем разбитые на кадры мелкие физические действия. Это продолжалось около трех месяцев и интерпретировалось мной как потеря своей индивидуальности. В процессе я понял, что хочу создать своего аватара, некое иное воплощение себя, и сделать это перформативным путем. В день своего рождения, 23 мая, я публично родил своего аватара — человека в желтом спортивном костюме — и презентовал криптакль «Аватарка-заманушка», текст которого писался мной в течение смен этих аватарок и является моим вывернутым наизнанку внутренним миром».
Дмитрий Белыш
Перфомер

Театр им. Алехандро Валенсио (Москва)

Театр им. Алехандро Валенсио. По центру — отцы-основатели Виталий Таныгин (в шапке) и Петр Вяткин (в комбинезоне)

Кто это: Безбашенное объединение, вызывающее дух Ленина при помощи учебника квантовой механики и собирающее зрителей ночами у закрытого входа в метро.

Откуда взялся: Согласно легенде, в 2015 году некий (и безусловно великий) Алехандро прислал актерам Виталию Таныгину и Петру Вяткину эсэмэски. Не открыть после этого театр было уже нельзя.

Чем занимается: Театр им. Алехандро Валенсио помимо того, что ставит нормативные спектакли вроде «Пролетая над гнездом кукушки», специализируется еще и на театрализованных чудачествах. Их акция «Попытка вызвать дух Ленина при помощи учебника квантовой механики» проводится рядом с мавзолеем на Красной площади, спектакль «Закрытие» посвящен ночному закрытию метро и длится до момента его открытия, а дадаистская прогулка под названием «Шататься без дела», кажется, вовсе не имеет сценария. Безусловным хитом остается катастрофический стендап «Четыре жирных УЕ…», в котором три актера с накладными животами, предварительно раздав всем яйца и помидоры, делают все, чтобы публика их возненавидела.

«Такой мем в интернете ходил: «Что по кайфу, то и делаю» — вот это наш основной принцип. Если нам не по кайфу, то мы не делаем. Сейчас работаем над широкомасштабным проектом «Война и мир». Ищем для него какой‑нибудь ангар. Фишка в том, что я делаю спектакль по роману, который я не читал. Спектакль по отпечаткам генетической памяти. Я не знаю «Войну и мир», но у меня есть какие‑то свои представления, вот они и будут в спектакле. Пьера Безухова будет играть мешок с картошкой, а Андрей Болконский — это супергерой Человек-балкон, которого прислали из будущего, чтобы предотвратить войну 1812 года. Он сможет выполнить задание только в том случае, если не влюбится. Тут на сцене появляется Наташа Ростова. Надпись «Конец». Все кланяются. И это самое начало спектакля».
Виталий Таныгин
Режиссер

«Эскизы в пространстве» (Москва)

«Эскизы в пространстве». Ирина Михейшина, Никита Мальцев, Евгений Белов и Дмитрий Мышкин

Кто это: Нежная команда, специализирующаяся сразу на документальном театре, иммерсивном, уличном и всяком.

Откуда взялся: В 2014 году выпустили спектакль «Отцы», основанный на воспоминаниях «Эскизов» об их отцах. Это и стало моментом официального рождения театра.

Чем занимается: Художественный метод «Эскизов» определить невозможно, ибо его нет: каждая новая их работа — в новом жанре. «Анна Каренина. Триптих» — спектакль, который уже на моменте покупки билета предоставляет зрителю выбор, за какой историей ему следить: Карениной, Каренина или Вронского. Оказавшись в комнате с персонажем, об остальных линиях зритель узнает только вслушиваясь в отголоски из соседних комнат. Спектакль «Jack» — это попойка со зрителями посреди выстроенного салуна, а «Совместные переживания» в постановке Виктории Приваловой — максимально откровенный разговор, провоцирующий зрителей на обмен исповедями о первой любви.

«В данный момент мы находимся в мастерской театра АХЕ в Санкт-Петербурге, готовим фестиваль «Кочевник» совместно с [продюсерами] Ксенией Орловой и Сабой Лагадзе, которые раньше создавали «Театральную бессонницу». Фестиваль «Кочевник» будет длиться три дня в разных городах. В него войдут ночные спектакли. Первый делают с нами режиссер Яна Тумина и художник Павел Семченко, второй — андеграудный художник Петлюра, а третий будет состоять из трех короткометражек, посвященных теме «Сказка сегодня».
Дмитрий Мышкин
Режиссер

«Бинарный Биотеатр» (Москва)

Бинарный биотеатр. Вася Березин — в центре

Кто это: Партизанский театр в заброшках, на улицах, в зрительном зале МХАТа им. Горького, Нью-Йорке и повсюду.

Откуда взялся: «Бинарный Биотеатр» создал и возглавил просветленный актер Вася Березин. Он и собирает вокруг себя бездельников, бродяг и котов.

Чем занимается: У жанрового разнообразия «Бинарного Биотеатра» нет границ: «Devil Comedy» — спектакль для одного зрителя, самостоятельно выбирающего время и место действия от психиатрической больницы до мечети; «Евангелие» — оперное прочтение Священного Писания в заброшенном ДК; «=е32ешг2шь» — спектакль для котов и компьютеров, который люди никогда не увидят, «Синяя птица в Синей птице» — и вовсе интервенция во МХАТ им. Горького. Сейчас идет работа над «Исповедью» Блаженного Августина. Известно, что главным героем станет уличный боец Слава, играть будут на латыни, задействованы оперная певица и балерина. Предполагается, что зрителями будут профессора латыни.

«Бинарный — это двойной, новый. Мы не всем понятны и не хотим быть понятны. Зрители постоянно делятся на две категории: на тех, кто понимает, и тех, кто нет. Биотеатр означает, что мы работаем с живыми сущностями. С Homo sapiens, например. Ну или с животными, котами. Компьютеры нас тоже интересуют, но скорее как то, что оказывает влияние на биосферу. Для нас в первую очередь важен человек. Наш актер — странный человек, с жизненной позицией, начитанный, умный. Ему должно быть нечего терять, чтобы он мог отдавать все время театру».
Вася Березин
Режиссер

Театр взаимных действий (Москва)

Театр взаимных действий: Александра Мун, Ксения Петертрухина и Леша Лобанов. Шифра Каждан отсутствует

Кто это: Три художника и один продюсер, доказывающие возможность горизонтальных связей в театре и создающие театрализованные экспозиции.

Откуда взялся: Художники Ксения Перетрухина, Алексей Лобанов, Шифра Каждан и продюсер Александра Мун — давние соратники, раньше встречавшиеся в основном на территории современного искусства. Как о театральном объединении они заявили о себе в 2016 году спектаклем «Музей инопланетного вторжения» в «Боярских палатах» про пришельцев в СССР.

Чем занимается: Совместно выбрав тему для своего очередного проекта, каждый из трех художников получает полную творческую свободу. В рамках одной работы реализуются сразу три концепции, и на выходе получается тотальный метатекст. «Музей инопланетного вторжения» стал не только мокьюментари об инопланетянах, высадившихся в Томской области в 1989 году, и экскурсией по экспозиции с мельчайшими деталями советского быта, но и размышлением на тему агрессии СССР по отношению к странам соцлагеря и незначительности роли, которую играет человек в российской истории. В последней работе «Правдивая и полная история Джека Потрошителя» органы расчлененных женщин читают Бодлера, а история Потрошителя становится поводом для изучения патологий патриархального общества.

«В режиссерском театре задача выбора решается мнением режиссера, мы же заявляем горизонтализацию как принцип — научиться договариваться без подчинения единому мнению. Собственно, в этом и состоит одна из главных целей проекта «Театр взаимных действий». С мультижанровостью связана еще одна существенная особенность нашего театрального языка — мы стремимся показывать каждое явление с разных точек зрения».
Ксения Перетрухина
Художница

«Отдел боли» (Москва)

«Отдел боли». Зарема Заудинова — в центре

Кто это: Часть команды «Театр.doc», специализирующаяся на гражданском театре.

Откуда взялся: Социополитическое направление всегда было одним из ключевых направлений деятельности «Театр.doc», в отдельное же подразделение был выделен после того, как не стало руководителей «Театр.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой.

Чем занимается: В центре внимания «Отдела боли» человек, оказавшийся в беде: политзаключенный, жертва домашнего насилия, вынужденный эмигрант и так далее. На данный момент в репертуаре «Отдела боли» спектакли «Пытки» о пытках как главном инструменте силовых структур, «Война близко» — спектакль по дневнику жителя Луганска, и «Новая Антигона» — о суде над матерями Беслана. В ближайших планах премьера спектакля «Оюб» о деле над главой грозненского «Мемориала» Оюбе Титиеве и Фестиваль гражданского театра.

«Мы пытаемся искать язык, на котором можно было бы говорить про боль. В Европе и Америке есть литература и кино, которые говорят о трагедиях и катастрофах. В России этого вообще нет. Мы, например, до сих пор не знаем, как говорить про ГУЛАГ. Нужно искать язык боли, трагедии и катастрофы. Все равно же наша жизнь — боль. Пора просто перестать … [обманывать] себя и научиться об этом говорить. Ведь как только ты что‑то произносишь, оно начинает существовать, а значит, есть возможность научиться с этим работать. Боль есть, давайте учиться об этом говорить и давайте будем вместе — по одному не выжить».
Зарема Заудинова
Куратор «Отдела боли»