Театр

«Капитал», «Сказки Пушкина», «Франкенштейн»: что посмотреть в независимых театрах Москвы

25 сентября 2024 в 14:00
Куда идти за независимым театром? Можно ли его еще найти в Москве? Какие площадки являются отдушиной для независимых команд и режиссеров, вынужденных работать в гостеатрах? Рассказываем о независимых театрах, которые стоит посетить в столице.

Пространство «Внутри»

«Внутри» — один из локомотивов сегодняшней театральной жизни. Если раньше за смелым и актуальным театром можно было идти и в ЦИМ, и в «Гоголь-центр», и в «Театр.doc», то теперь его можно найти здесь. Маленький полуподвальный театр, расположившийся где‑то между курскими железнодорожными путями и покойным «Гоголь-центром», — одна из последних обителей отчаянных единомышленников. Заведует происходящим архитектор и театральный подвижник Олег Карлсон, когда‑то мощно поддержавший «Театр.doc», а теперь дозревший до создания собственного театра.

Во «Внутри» востребованные в гостеатрах режиссеры и артисты могут почувствовать себя свободнее, а зритель может оторопеть от жгучей ностальгии по театру, который мы почти потеряли. Главные хиты тут — спектакли Антона Федорова «Где ты был так долго, чувак?» и «Это не я», сразу несколько спектаклей Жени Беркович* и ее театральной компании «Дочери Сосо». «Внутри» — главная площадка, где еще можно увидеть спектакли Жени. Здесь же обосновалось новое театральное объединение «Озеро», создали которое недавние выпускники режфака ГИТИСа Андрей Маник, Гоша Токаев и Владимир Комаров. Их уморительные предапокалиптичные «Три сестры» — одно из главных событий прошлого сезона: герои чеховской пьесы сидят в подвале, где‑то над их головами горит мир, а они все грезят призрачной Москвой, которой уже никогда не суждено сбыться.

«Где ты был так долго, чувак?»
Олег Карлсон

Задачи сейчас стоят такие: не сбавлять темпы и развивать независимый театр. Сейчас у нас готовится премьера Алексея Френкеля, потрясающего режиссера, писателя и сценариста. Потом у нас будет «Зеркало» с Сашей Горчилиным по сценарию Саввы Савельева. Затем у нас долгожданная премьера Антона Федорова «Шинель» и три года вынашиваемый мной спектакль Аллы Дамскер на музыку Петра Налича — «Блок. Менделеева. Белый». Это наши ближайшие премьеры.

Важно для нас и сохранять хиты. Мы четвертый год ставим «Я убил царя», продолжаем играть спектакли Жени Беркович* — несмотря на ее отсутствие, спектакли идут на том же высочайшем уровне. Безумно любим Рузанну Мовсесян, ее «Сказки Пушкина» и «Черное пальто».

Продолжается и наша дружба с независимыми театрами других городов. Скоро мы привозим из Питера на гастроли спектакль «Мать» Анастасии Паутовой, прославившейся мемами про Бродского. Еще у нас есть совместные работы с воронежской площадкой «Прогресс» и режиссером Михаилом Бычковым — «Академия смеха» и «Кабаре Галич».

Театр «Среда 21»

Спектакль Александра Плотникова «Лес. Трактат»

Посреди Сада имени Баумана театральный продюсер Татьяна Лукьянова учинила театр, который делит одно пространство с детским театром «Домик Фанни Белл». Это еще одно место, где можно найти отголоски нашей былой бурной театральной жизни: здесь и спектакль Александра Плотникова «Лес. Трактат» — часть проекта-грибницы Бориса Павловича; сразу две работы Нади Кубайлат, и энергичный, интеллектуальный моноблокбастер «Капитал», и неожиданный «Франкенштейн».

Но в первую очередь стоит увидеть «Страну происхождения» Светланы Земляковой — спектакль по прозе Дмитрия Бакина исследует наши корни и то, как они определяют наше будущее. Светлана Землякова работает со своими выпускниками мастерской Олега Кудряшова и с текстом, до сих пор в театре не появлявшимся. Именно в работе с редким материалом театр «Среда 21» и видит свою миссию.

Татьяна Лукьянова

Мы существуем всего три года, и пока у нас в репертуаре восемь спектаклей. Поэтому для нас очень важно сейчас расширение репертуара. Другой вектор развития — это спецпроекты и гастроли. Мы делали вечер с Борисом Павловичем, привозили на гастроли питерский «Невидимый театр» и театр Karlsson Haus. Планируем это продолжать.

Спектакль «Капитал»

У нас совсем небольшое пространство, 50-60 мест. Конечно, экономически это сложно. Но зато камерность позволяет выстроить более прямую и доверительную коммуникацию с нашей аудиторией, с теми, кому интересен живой интеллектуальный театр и новый художественный опыт. Мы стараемся там, где позволяет формат, общаться со зрителями помимо собственно спектаклей. Например, «Лес. Трактат» идет с последующим разговором на темы, которые зацепили зрителей в спектакле. И этот разговор оказался для нас не менее важен, чем сам спектакль.

Мы тщательно относимся к выбору материала и идем в сторону нестандартных для театра текстов. Нашей первой премьерой стал «Капитал» Маркса в постановке Нади Кубайлат. Это был очень успешный старт: спектакль объехал много фестивалей, был номинирован на «Золотую маску». К нашему четвертому сезону мы, наконец, дошли до Чехова, открывшись премьерой спектакля «Володя» режиссера Екатерины Половцевой. Опять же, это совсем не тот Чехов, который обычно идет в театрах.

В нашем театре собираются очень классные и талантливые люди — режиссеры, актеры, художники, складывается такой репертуар, который не может возникнуть больше нигде — и мне это очень нравится. Мы стараемся создать и для них, и для зрителей «свою среду» — возможно, это сегодня главная наша задача.

«а39»

Спектакль «YouTube/В полиции: красная кнопка»

Каждый, кто был когда‑то в ГИТИСе, знает легендарную тридцать девятую аудиторию: здесь проходят показы режиссерского факультета. В какой‑то момент выпускник и педагог мастерской Олега Львовича Кудряшова, актер и режиссер Григорий Добрыгин решил, что если кудряшей можно выгнать из аудитории 39, то аудиторию 39 нельзя изгнать из кудряшей. Поэтому он принял решение открыть пространство — клон 39-й, эдакий режфак на аутсорсе. Здесь идут как те спектакли, которые когда‑то были поставлены на режиссерском факультете, так и новые постановки.

Расположено культовое безобразие в Музее Москвы и на глазах становится очередным местом притяжения тех, кому не хватает театрального куража. Главные хиты тут — «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании», «YouTube/В полиции: красная кнопка», «Ледяная синева». На этой маленькой сцене можно увидеть и Лизу Янковскую, и Льва Зулькарнаева, и Сашу Горчилина. Многие работы выросли из учебных заданий по наблюдению, а это, кажется, апофеоз студенческого безумия и красочный показатель мастерства. В «а39» каждый раз вспоминаешь, что, кажется, нет ничего лучше качественного студенческого театра.

Григорий Добрыгин

Хочется продолжать в том же настроении и скорости, не отклоняясь от выбранного вектора. Ждем почти всех в гости — или насовсем.

«Квартеатр»

Пожалуй, самая удивительная точка на театральной карте Москвы. «Квартеатр» был задуман после первого пандемийного карантина как квартира на Неглинной, в которой должны были поселиться веселые театральные единомышленники. Почти каждый день зрителей на пороге встречали актриса Ксения Орлова, режиссер Павел Артемьев, актер Александр Сирискин, квартирный завлит Евгения Ноздрачева и толпа их единомышленников. Спектакли можно было смотреть прямо на кухне, а после их окончания обсуждать за чашкой чая. «Квартеатр» — выход в параллельную вселенную, в которой мы сидим на кухне и говорим на любые темы, ведь, как нам подсказывает историческая память, все самое важное и смелое случается на кухнях.

Есть, правда, проблема: в конце сентября ребятам пришлось съехать из квартиры на Неглинной, и они находятся в активном поиске нового дома. Так что у всех нас есть возможность помочь «Квартеатру» и создать новую кухню, где можно будет все.

Евгения Ноздрачева

Недавно на нас обрушилась реальность, и нам пришлось покинуть нашу квартиру на Неглинке. Мы очень стараемся подходить к этому неэмоционально: как случилось, так случилось. Пока у нас нет ни накопленных средств, ни мецената, ни крутого продюсера. «Театр-дом» — это не продюсерский термин, а настоящий дом для наших актеров, режиссеров, художников и одновременно место встречи с нашими зрителями.

Наша задача сейчас — не дать людям забыть о наших спектаклях и не потерять тех зрителей, которых мы нашли за три сезона. Поэтому параллельно мы ищем места, где мы сможем показывать наши спектакли. Есть несколько названий, которые будет очень сложно адаптировать для других стен. А некоторые спектакли легко вписываются куда угодно — и мы, конечно, с радостью отправимся на гастроли.

У нас есть традиция: мы всегда предлагаем зрителям, которые никуда не торопятся, остаться с нами, выпить чаю на кухне и поговорить. Нам хочется понимать тех, для кого мы играем, потому что к нам приходят люди очень разных взглядов, насмотренности и культурного уровня. Темы могут быть самыми разными — мы просто разговариваем о чем‑то, о чем получается в этот конкретный вечер. Этот разговор — возможность произносить то, что хочется, и слышать то, что хотят сказать люди.

За три сезона мы очень окрепли. Раньше еще задумывались о случайности и недолговечности этого предприятия, но теперь уже совсем нет шансов убеждать себя, что это шутка. Мы просто и дальше будем заваривать чай для тех, кто после спектакля хочет с нами побыть и поговорить. Это такая кухня, где мы ждем друзей, людей, интересных друг другу.

* В апреле 2024-го Женю Беркович включили в список террористов.


Это обновленная и дополненная версия материала, опубликованного 4 апреля 2019 года.

Расскажите друзьям