«Вишневый сад» Юрия Погребничко в театре «Около дома Станиславского»
Экзистенциальный опус о Гамлете в вишневом саду
В течение двух лет шла внутренняя работа Юрия Погребничко над этим спектаклем, к более очевидным репетициям приступили в декабре. Пока про спектакль ничего не понятно, весть же о присутствии посреди вишневого сада Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна ясности не добавляет. Ясно одно: премьеру Юрия Погребничко пропустить — это у самого себя украсть что‑то важное. Например, кусок памяти, пару часов ностальгии, катарсической грусти и нездешнего смеха. Мастера творить метафизику в ушанках где‑то на перекрестке времен и действительностей, театр «Около» на этот раз все это будет проделывать при помощи Чехова, но это совсем не важно. Вне зависимости от материала, спектакли театра «Около» — это долгая дорога домой, а попутчики из раза в раз приятные: Винни-Пух, Битлз, монголы или вот теперь Раневская.
«Питер Пэн. Фантомные вибрации» Романа Феодори и Александра Андрияшкина в Центре им. Мейерхольда
Миллениалы рефлексируют при помощи социальной хореографии
Один из главных режиссеров Сибири Роман Феодори, автор ярких, размашистых красноярских сказок, с некоторой периодичностью атакует Москву. Компанию ему в этот раз составят хореограф Александр Андрияшкин и команда «Июльансамбль» — еще одна заметная мхатовская студия, выпустившаяся вслед за «Седьмой студией» Кирилла Серебренникова и звездными брусникинцами. Намерения этого объединения выглядят достаточно интригующе: исследование этюдным методом поколения, рожденного в 90-х, — «поколения Питера Пэна». Направляемая сибирским сказочником миллениальная компания, надо сказать, весьма для этого дела подходит.
«Зловещая долина» Rimini Protokoll в Новом Пространстве Театра Наций
Rimini Protokoll с новым хитом. Теперь привезли андроида
Очередной подгон от импресарио Федора Елютина не заставил себя долго ждать. Федор раз за разом будоражит Москву новинками от Rimini Protokoll: культовый променад «Remote Moscow» и поездка в грузовике «Cargo Moscow» — его рук дело. Совсем недавно работа Rimini Protokoll «Зловещая долина» прогремела в мюнхенском «Каммершпиле», а скоро силами «Импресарио» и Нового Пространства Театра Наций обоснуется в Москве. Впервые немецко-швейцарские гуру инновационной театральной документалистики обратились к помощи писателя. Но от Томаса Мелле им нужен был не столько текст, сколько разрешение изготовить андроида с внешностью автора бестселлера, посвященного биполярному расстройству. Спектакль является исследованием феномена «зловещей долины» — эффекта крайней неприязни и страха перед роботом, слишком напоминающим человека. Конфликт копии и оригинала, взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, пугающая попытка посмотреть на себя со стороны — вот лишь несколько вопросов, которыми задается первый гуманоидный спектакль Москвы.
«Счастливые дни» Дмитрия Волкострелова в «Мастерской Петра Фоменко»
Самая непостижимая коллаборация весны
«Мастерская Петра Фоменко» — место, где точно не ожидаешь встретить главного минималиста российской сцены Дмитрия Волкострелова, способного поставить спектакль по берестяным новгородским грамотам, пьесу из одного предложения, 535 фотографий или 11 шлягеров эстрады 80-х. Одну из центральных пьес Сэмюэля Беккета, для мира являющуюся классикой, а для российской сцены до сих пор — смелейшим авангардом, Волкострелов принес в театр для Ксении Кутеповой. Тексту Беккета — партитуре, в которой четкость реплик перемежается жесткой структурой ремарок, создатели спектакля следуют с неукоснительной точностью. Специально для этой постановки пьесу заново перевел Александр Вартанов, обнаружив в ней цитаты из Шекспира, Китса и Мильтона, а также неведомый до сих пор русскоязычному читателю Беккета заряд сексуальности. В беккетовской истории женщины, доживающей свои последние дни, создатели находят зашифрованный код зрительского восприятия и изучают взаимоотношения автора с категорией перформативности.
«Иранская конференция» Виктора Рыжакова в Театре наций
Слишком много хороших артистов в одном месте
Поводов ждать эту премьеру сразу тьма. Достаточно взглянуть на каст: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Ксения Раппопорт, Вениамин Смехов, Игорь Золотовицкий, Игорь Гордин и т. д. — трудно представить, какими именно методами этих людей будут из раза в раз собирать в одном месте в одно и то же время. К сказанному стоит добавить, что «Иранская конференция» — лучший из последних текстов Ивана Вырыпаева, а Виктор Рыжаков — главный спец по постановкам вырыпаевских пьес, верный им еще со времен «Кислорода». Дебаты, посвященные проблемам Ближнего Востока и мироустройства в целом, создатели обещают вывести на особый уровень злободневности.
Зарубежная программа «Золотой маски»: «Знакомые чувства, смешанные лица» Кристофа Марталера и «Три сестры» Саймона Стоуна
Сразу два европейских шедевра в качестве супербонуса от «Золотой маски»
До середины апреля в Москве нон-стоп идет «Золотая маска»: каждый день на нескольких городских площадках показывают лучшие спектакли сезона, собранные со всей страны. Объявив лауреатов премии, фестиваль подарит москвичам день на передышку, после чего нанесет новый сокрушительный удар: в Театриуме на Серпуховке два дня будут играть, казалось, уже ушедший безвозвратно шедевр Кристофа Марталера «Знакомые чувства, смешанные лица». Увидеть его — значит успеть ухватить золотую эпоху легендарного берлинского театра «Фольксбюне» времен руководства Франка Касторфа. Вторым зарубежным хитом от «Золотой маски» этой весной станет спектакль «Три сестры» Саймона Стоуна. Стоун последние несколько лет является стабильным хедлайнером всех ключевых европейских фестивалей от Theatertreffen до Avignon. В Москве мастер филигранной актуализации классических текстов окажется впервые.
Запуск Мобильного художественного театра
Театр для одиноко шатающихся людей в наушниках
Лучший театр для интровертов грозит появиться на улицах города к маю. Михаил Зыгарь анонсировал свой проект еще осенью, запустив пилотную версию спектакля «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым». Коллективная аудиопрогулка по ежедневному маршруту находящегося под домашним арестом режиссера, сопровождающаяся его же рассказом об Остоженке, в мае превратится в индивидуальный опыт. Получить его можно будет в любой момент, установив приложение МХТ и заплатив за билет. В мае же появятся еще несколько проектов МХТ, которые наполнят город одиноко слоняющимися театралами, силами своего разума превращающими реальность в спектакль.
Старт Чеховского фестиваля
Двухмесячный театральный забег от Форсайта к Лепажу
Главный летний традиционный смотр мирового театра стартует уже в мае. Чеховский фестиваль в этом году приурочен к Году театра, а потому особенно щедр на мировые имена: уже во второй раз за весну заедет Саймон Стоун, традиционно порадует Робер Лепаж, а с ним и Уильям Форсайт, Акрам Хан и Даниэль Финци Паска. Чеховский фестиваль — непреодолимая преграда, встающая между московскими театралами и долгожданным морем вплоть до второй половины лета.
«Основано на реальных событиях» Андрея Стадникова в Smart-библиотеке им. Анны Ахматовой
Крылатское как новый центр театральной документалистики
«Основано на реальных событиях» — часть программы V-A-C Foundation «Расширение пространства», выводящей театр за привычные границы, а именно в библиотеки, кинотеатры и на рынки. Проект режиссера Андрея Стадникова, композитора Дмитрия Власика и художницы Шифры Каждан уже стартовал: к маю с помощью инициативных жителей Крылатского команда обещает создать документальный спектакль, посвященный району и его обитателям. Случай качественной децентрализации налицо: за дело взялась высококлассная команда, последней совместной работой которой стал спектакль «Родина» — марш 57 блондинок и перформативное осмысление незыблемой тоталитарной вертикали.
«Пер Гюнт» Юрия Бутусова в Театре Вахтангова
Дон Кихот стал Пер Гюнтом, но все равно его все ждут
Долгожданный «Дон Кихот» нового главного режиссера Театра Вахтангова Юрия Бутусова вдруг обернулся «Пер Гюнтом», но не беда. Юрий Бутусов, пожалуй, единственный театральный режиссер, обладающий армией фанатов не менее оголтелой, чем у каких‑нибудь Massive Attack, а премьер его они ждут с воодушевлением и мощью целого стадиона. О спектакле больше пока ничего неизвестно, но в случае с Бутусовым вполне достаточно имени режиссера и уверенности в команде, которая у него тут уже сложилась благодаря предыдущим работам «Бег» и «Мера за меру».