Что произошло
В инстаграме появились фейковые аккаунты магазинов одежды — Bershka, Reebok, H&M, Zara, Stüssy, Stradivarius, Nike, Tommy Hilfiger, COS, — которые обещают одну бесплатную вещь на выбор всем, кто подпишется на профиль до 15 октября. Чтобы получить вещь, от людей требуют подписаться на профиль, опубликовать объявление у себя в историях и ждать промокод две недели. Иногда требуют подписаться еще на несколько других профилей.
Это важно, потому что сотни людей думают, что им действительно дадут бесплатную вещь. Редактор новостей «Афиши Daily» Любава Зайцева, у которой около тысячи подписок, рассказала, что за несколько недель увидела в своей ленте около 20 таких постов: около 10 с объявлением COS, пять с Zara и три с Leviʼs. Это не первый такой случай — такие акции появляются в ее ленте примерно раз в год.
Как выглядят фейковые аккаунты магазинов
Обычно в описании аккаунта сказано, что открывается новый магазин в торговых центрах «Мега» или «Афимолл». Из-за этого магазин устраивает акцию: первые 10–50 тысяч подписчиков, которые сделают репост, получат одну бесплатную вещь на выбор. У таких аккаунтов странные названия, например zaramegansk, hilfiger.mega.krsk, nike__rostov, в них всего один-два поста, а в описании говорится только о конкурсе.
Может, аккаунты COS, Zara и конкурсы — настоящие?
А вот нет! Представитель российского офиса компании Inditex, которой, в частности, принадлежат права на марки Zara, Bershka и Stradivarius, рассказала «Афише Daily», что они не имеют никакого отношения к этим акциям. Она также подтвердила, что Inditex всегда сообщает о поддельных аккаунтах магазинов, если такие удается найти. Некоторые аккаунты, например zaramegansk, уже заблокированы.
Представительница H&M в России Ольга Польских рассказала, что в компании знают, что появилось большое количество фейковых аккаунтов H&M в Facebook и Instagram. Она также подтвердила, что H&M отправляет письма в поддержку соцсетей, чтобы фальшивые профили закрыли, а их рекламные кампании остановили.
Зачем создавать фальшивки в инстаграме и устраивать «раздачу вещей»?
Это нужно, чтобы набрать аудиторию, а потом продать аккаунт с живыми подписчиками на бирже. Сначала весь контент удаляют и продают, а тот, кто купил, переименовываетНапример, фейковый аккаунт Bershka, который обещал раздавать вещи в середине октября, уже продали и переименовали. Теперь он называется vlog.moloko.. Это бизнес-схема с нулевым вложением, и на сомнительных тренингах ее преподносят как способ заработать.
История не новая, этим промышляют уже года три. Стратегия эффективна, если думать с точки зрения мошенника: ты вложил 0 рублей, продал за X рублей.