Сложно говорить о смене тенденций в интерьере с прицелом на осень (или любой другой сезон). Интерьер как понятие — вещь комплексная, сложная, интимная, к тому же зависящая от огромного количества социально-экономических факторов. Я бы гораздо больше могла рассказать вам о длине юбки или оттенке румян на грядущую осень, если бы меня об этом спросили (и если бы я об этом хоть что-то знала). А вот актуальность во времени того или иного интерьера — история не самая предсказуемая и неторопливая.
Вот скандинавский стиль. Неважно, говорим мы про лагом или финский дизайн, все это уже давно полновесная и самостоятельная интерьерная категория — New Nordic. Да, сканди кое-где и кое-кому набил оскомину, но, уверяю вас, он уйдет нескоро. Прежде всего, потому что у него есть уверенная, понятная база и не так много конкурентов.
Весь New Nordic основан на школе модернизма, а это означает функционализм и простые, выразительные формы. К тому же это очень дружелюбный, достаточно простой в освоении стиль, прощающий неловкие ошибки и хорошо выступающий, например, в эклектичных интерьерах.
И пусть он будет, он хороший. Просто добавьте в него, например, немножко и аккуратно черного — складывается ощущение, что черный в акцентах и в дереве снова становится востребованным.
В то же время при сохраняющейся тенденции на минимализм наметился устойчивый тренд на определенный максимализм в цветах. Как минимум это прослеживается в мебельных коллекциях, где героями заглавных страниц каталогов стали предметы либо откровенно акцентных цветов, либо глубоко сложных, «мистических» оттенков. При этом пока не стала массовой, но определенно прослеживается тенденция на раскрепощенность в цветах «фона»: потолки, стены и полы сами зачастую становятся главными героями, формирующими восприятие пространства.
Кто-то пророчит большое будущее японскому новому стилю ваби-саби, как главному тренду 2018 года. Позволю себе усомниться. Стиль, безусловно, очень выразительный, заслуживающий внимания, но капризный, и за его минималистичной, «потрепанной» неприметностью скрываются весьма дорогие натуральные материалы и сложные решения, которые без профессионального архитектора не каждому по плечу.
К тому же этому стилю жизненно важно правильное «паспарту» — использование его в обычной малогабаритной панельной квартире или квартире с неправильным видом из окна сулит сплошные разочарования.
В целом сейчас интерьерные актуальные стили придерживаются приятных характеристик: это простота, обоснованность, элегантность. И центром интерьера выступает человек, а этот тренд — все-таки лучший из трендов.
Шведские интерьеры, построенные на простых и понятных каждому человеку принципах (свет, уют, фактуры, простые вещи, которым радуешься каждый день), надолго захватили умы людей, особенно в России. Хюгге и лагом стали отдушиной для людей, чье детство прошло с ковром на стене и лакированной стенкой «Хельга».
Но все приедается, и сегодня все чаще мне задают вопрос, какой же глобальный тренд придет на смену? Тут очень интересно подумать над тем, что скандинавские интерьеры стали действительно народным трендом за счет простоты исполнения, эффектного воздействия на пространство и наличия IKEA во многих крупных городах.
Дизайнеры интерьеров давно смотрят дальше, черпают идеи на мировых выставках, в моде и новых технологиях. И тут есть несколько тенденций. Непонятно, какой из них суждено стать новой «народной волей», но порассуждать об этом интересно.
Мода и новые 70-е. Пару лет назад на одной лекции меня спросили про то, какие тренды будут актуальны через год или два. Я посоветовала коллегам смотреть на мир моды. На подиумах стиль 70-х годов переживал второе рождение, кругом были клеши, замша, бахрома, желтые металлы.
Сегодня 70-е — самое модное направление в дизайне интерьеров. Роскошные шпоны, бархат, латунь, мрамор. Округлые формы мебели, глубокие, сложные цвета: винный, терракота, изумруд, индиго. На выставке в Милане в этом году множество стендов выглядели так, словно ты попал на вечеринку к эксцентричному эстету-миллионеру. Очень красивый стиль, декоративный, насыщенный. Но я думаю, что скандинавский дизайн заменит не он. Все-таки повторить его довольно сложно, затратно и требует от клиента определенной смелости. Хочется верить, что вслед за скандинавами заказчикам надоест жить в оттенках белого и мы станем добавлять больше ярких, глубоких цветов на стены, сохранив базу стиля неизменной.
Если продолжить эту мысль и посмотреть на моду сегодня, то отчетливо видно возрождение 90-х. Нормкор, наряды из американских фильмов 90-х, лосины, чокеры, конские хвосты. Вы будете смеяться, но на выставке коллекционного дизайна Miami + Art Basel в прошлом году выставлялись авторские ковры на стенах. У этой истории, на мой взгляд, есть все шансы перерасти в новый народный тренд, но нам еще только предстоит понять, какой он будет. Сейчас заметны тенденции к возвращению лаковых отделок мебели (привет, «Хельга»!), матовый алюминий потихоньку вытесняет латунь.
Третий, самый интересный момент — это тенденция, связанная с развитием технологий и переработкой отходов. Уже сегодня мрамор можно напечатать на керамике так, что разница будет неочевидна с первого и даже со второго взгляда. Световые полотна с возможностью индивидуальной печати позволяют превратить комнату в инсталляцию буквально за день.
При помощи полимерной смолы мебель можно изготовить практически из чего угодно. Про искусственный камень, умный дом и кухни, которые можно спрятать в шкаф, и говорить неловко, настолько это общее место. На данный момент все это ударит по бюджету обычного человека, но не надо забывать, что мобильная связь превратилась из роскоши в обыденность за какие-нибудь пару десятилетий. Так что недалеки те времена, когда мебель в съемную квартиру можно будет напечатать, обои будут транслировать панорамные сюжеты, а чайник можно будет включить, не вставая с дивана. Хотя последнее можно уже сегодня.
В интерьерах тренды меняются не так стремительно, как в моде. И выбирая обстановку, все-таки гораздо труднее оказаться немодным, чем при покупке кроссовок. Но определенные тренды все же есть. Да, несколько лет подряд нашими умами (и домами) владели скандинавские хюгге и лагом — одновременно и философии, и руководства к обустройству быта. Мы обставляли все свечами, обкладывались пледами и стремились везде искать баланс. Но постепенно тренд сходит на нет, хотя не думаю, что он уйдет от нас быстро. Все-таки таким холодным странам, как наша, очень подходит хюгге.
Если надоел гипертрофированный уют и скандинавский минимализм, то сейчас можно легко от них уйти, добавив в интерьер мебель или предметы, которые совсем в него не вписываются. Что-то яркое, безумное, сложное и контрастное. Отличный вариант постепенно менять обстановку и не тратить на этом слишком много денег. Максимализм станет основным трендом ближайшего будущего, поэтому стоит присмотреться к предметам, которые раньше казались диковатыми.
Что касается цветов, то монохром сменят насыщенные оттенки: глубокий синий, пыльный зеленый, терракотовый. А самый популярный текстиль сейчас, на мой взгляд, — это бархат.
Очень популярна сейчас модульная, многосоставная и многофункциональная мебель — это не только красиво, но и практично.