У меня экономическое образование и маркетинговый бэкграунд. Я работала креативным директором в рекламном агентстве, когда решила, что хотела бы в качестве хобби заниматься в ювелирной мастерской. Первые украшения покупали за символическую сумму друзья. Тщеславие сделало свое дело, и внутренний маркетолог заставил меня создать сайт с фотографиями своих работ на шаблоне Squarespace. Так пришли первые заказы из других городов.
Сейчас мы разрабатываем дизайн и делаем прототипы, серийно украшения производят на трех производствах — и еще на одном гранят камни для наших моделей. Ювелирное оборудование можно разместить дома, если вы располагаете отдельной комнатой, но часть операций, например литье или гальванические покрытия (покрытие украшений родием или позолотой), придется делать на производствах или в оснащенных мастерских.
Работа с драгоценными металлами регламентируется государством, вы должны отчитываться об их происхождении и расходе. Поэтому вам сразу придется регистрировать ИП и вставать на учет в Пробирной палате.
Мы — ювелирная марка и работаем с драгоценными металлами: золотом, серебром, иногда платиной. Не используем латунь, так как она имеет низкие потребительские свойства, быстро темнеет и довольно мягкая.
Мы стараемся выпускать новую цельную коллекцию раз в три месяца. Между релизами выходят другие новинки. Они пополняют постоянные коллекции, например Avgvst Basic. В полноценном релизе должно быть не менее двенадцати моделей. Коллекция начинается с идеи, которая долгое время крутится в голове: что если сделать украшения, в которых горный хрусталь был бы почти невидимым, что если сделать коллекцию, в которой белое и желтое золото срасталось бы и разъединялось слоями? Это всегда какой-то визуальный прием или огранка, с которыми хочется поэкспериментировать.
А вот структура коллекции (сколько каких украшений должно быть) формируется из анализа прошлых продаж, запросов клиентов в магазинах, модных трендов. Мы анализируем продажи, заказы на сайте, я разговариваю с продавцами, чтобы узнать, какие пожелания озвучивают клиенты по виду застежек, цвету металла. Но мы не идем на поводу таких запросов, стараемся сами формировать пристрастия покупателей. Первые печатки на мизинец вызывали у клиентов удивление, а сейчас многие девушки не могут себе представить жизнь без нее. Я вдохновляюсь, как правило, ювелирными дизайнерами прошлого века, такими как Сюзан Бельперрон (ее называют Коко Шанель в ювелирном деле из-за новаторского дизайна украшений, предвосхитившего современный. — Прим. ред.), Вивианна Торун (шведский ювелир, работавшая по преимуществу с серебром. — Прим. ред.) или Эльза Перетти (еще до сотрудничества с Tiffany & Co, которое длится почти 45 лет, стала признанным ювелиром благодаря современным и необычным для того времени украшениям. — Прим. ред.).
От начала разработки до появления украшений на полках магазинов уходит в среднем три месяца. Это длительный процесс от создания прототипов до серийного производства. Индивидуальные заказы клиентов, например обручальные кольца, мы делаем от трех до пяти недель. Все украшения изготавливаются вручную, вручную полируются, вручную гранятся камни под каждое изделие. Объемы нашего производства растут, но мы стараемся сохранить эксклюзивное качество, традиционно ассоциирующееся с ювелирными украшениями. Поэтому новые коллекции быстро пропадают с полок — и клиентам приходится ждать заказы некоторое время.
Брак, конечно, бывает. Это могут быть дефекты полировки, закрепки, эмалирования. Украшения проверяются на качество в три этапа: на производстве, при приемке на склад и непосредственно перед выкладкой на полку или отправкой клиенту интернет-магазина. Еще бывают незапущенные в серию семплы. Например, мы сделали две похожие модели кольца и решили произвести обе, чтобы выбрать, что пойдет в серию. Непринятое кольцо в единственном экземпляре поступает на витрину магазина в Екатеринбурге. Для наших клиентов это классная возможность купить экспериментальную модель в уникальном исполнении по приятной цене.
В себестоимость украшения включается стоимость серебра или золота исходя из веса изделия, вес камня в каратах и цена работы по его огранке и закрепке, стоимость изготовления полимерного прототипа и резиновой формы, которая используется при литье, стоимость монтажа изделия, его полировки. Цена металла — основная составляющая в стоимости золотых украшений. Цена регулируется курсом Центрального банка и постоянно растет, как и курс валюты в нашей стране.
Команда нашего офиса состоит из семи человек. Я совмещаю функции креативного и коммерческого директоров. С промдизайнером мы придумываем, визуализируем и прототипируем будущие украшения, составляем технологические карты для производств. Если у нас возникают вопросы по технологии, мы советуемся с руководителями производств, которые часто предлагают свои решения по конструкции, закрепке, обработке.
Мой заместитель общается со всеми нашими производствами, запускает украшения в серию и следит, чтобы они вовремя и в нужном количестве оказались на полках наших магазинов и магазинов-партнеров. Товаровед контролирует качество и ведет учет. Есть руководитель интернет-магазина и SMM-специалист. Руководитель розницы следит за двумя магазинами и проводит обучение в магазинах-партнерах, проводит мерчендайзинг.
Очень важно освоить руками технологию изготовления и не бояться замарать руки полировочной пастой или обжечься горелкой. Необязательно доводить свои навыки до уровня ювелиров, которые посвятили этому всю жизнь. Но понимание технологии, поведения металла при пайке, плавлении, всех видах обработки сильно помогает и в общении с производством, и в разработке дизайна. Представьте себе повара, стоящего перед холодильником, полным продуктов, вкуса которых он никогда не пробовал. Именно так вы будете себя чувствовать, если не освоите базовые навыки ювелирной работы.
Я верю, что у каждого есть свой талант и жизнь сама направляет человека в сторону его развития — надо только прислушаться и поймать знак. Для меня знаковыми стали обручальные кольца, которые мы заказали у одного хорошего дизайнера: получили их накануне свадьбы и разочаровались. Стоили они при этом недешево. Я, конечно, расстроилась, а точнее психанула и в ту же секунду решила, что смогу делать кольца сама и лучше.
Оставила свою классную работу в реставрационной мастерской, пошла на мастер-класс, купила минимум оборудования на последнюю зарплату и села за верстак делать кольца до тех пор, пока у меня не начало получаться.
Мне всегда казалось, что идеи приходят спонтанно, но на самом деле это накопленные годами мысли, ощущения и впечатления, которые в какой-то момент сходятся в одной точке — и «загорается лампочка». Мы стараемся следить за трендами, но не терять своей индивидуальности.
Наша команда — это три человека. Первый год я начинала одна, параллельно самообучаясь, на второй год существования марки подключился мой муж Миша. Тогда мы еще изготавливали каждое украшение сами и полностью вручную. На третий год мы познакомились с Аленой, она помогает с продвижением марки, общается с партнерами и клиентами и не дает нам забывать, что Qari Qris — это не всегда только творчество, а еще и бизнес.
Мы начинали с домашней мастерской, выделили под нее отдельную комнату, оборудовали вытяжкой, поставили верстаки, вальцы, полировальный станок. Еще была мастерская на даче. Сейчас мы достигли серийных объемов, большую часть изделий передали на аутсорсинг и теперь отливаем детали в более крупных, оборудованных мастерских, но какие-то этапы работы удается делать в домашней студии.
Например для работы с восковыми моделями достаточно верстака, бормашинки и минимума ручных инструментов. Так как каждую модель мы изначально изготавливаем сами, то можем самостоятельно решать технические вопросы и контролировать производство.
Мы работаем с серебром, иногда с золотом, с натуральным жемчугом, реже — с полудрагоценными камнями. Реже — потому что не любим классические формы ювелирных вставок и мечтаем найти классного огранщика, чтобы делать свои формы камней. Еще хочется освоить фарфор и современные материалы вроде эпоксидной смолы.
Сроки и объемы сейчас разные. Например последняя коллекция «Тифлис» получилась настолько большой, удачной и востребованной, что мы даже не успевали подумать о новых украшениях, занимаясь производством. Когда появляется свежая коллекция, начинает увядать предыдущая, внимание аудитории переключается на новинки. А в них вложено так много души — хочется, чтобы они жили дольше одного сезона. Поэтому две серьезные коллекции в год и пара капсульных — идеальный вариант для нас.
Раньше все было быстро: придумала колечко, села за верстак, два-три часа — и оно готово. Теперь только на работу над целостностью коллекции могут уходить месяцы. Бывает, что уже есть эскизы и первые модели, мы едем в путешествие, там вдохновляемся, приезжаем и все переделываем. Начинаем практически заново, перерастаем коллекцию раньше, чем успеем ее воплотить. Плюс приходится постоянно заниматься текущими вопросами, а это сильно отвлекает от творчества.
Когда делаешь украшения сам, брака не бывает, ты себе его не позволяешь. Брак на производстве мы не принимаем. Если он проявляется у клиентов в процессе носки, всегда бесплатно ремонтируем или меняем украшение на новое.
Создавать украшения более затратно, чем может показаться. Материал, изготовление, аренда, траты на содержание шоу-рума или комиссия байерам (в среднем 50% от цены реализации), траты на опробирование изделий, налоги и помощь бухгалтера, логистика, упаковка и печатная продукция, выставочное оборудование для магазинов, сайт, фотосессии. Сейчас сюда добавилась онлайн-касса, и скоро попробуем рекламу.
Конечно, мы вдохновляемся другими дизайнерами, и мне кажется это нормальным — это дает возможность увидеть мир другими глазами, тянуться за кем-то и расти. Вдохновляют не обязательно дизайнеры украшений, а часто керамисты и художники, стилисты и фотографы. Лучше искать вдохновения в других областях и не увлекаться, а то можно не заметить, как воплощаешь чужую идею и искренне веришь, что она твоя.
Прямого опыта в ювелирном деле у нас не было, зато было огромное желание посвящать себя этому направлению. До прошлого года Алена занималась в основном архитектурой, а я имела возможность поработать для различных модных брендов во время учебы в Париже. Мы совместили наш опыт, знания и взгляды — и с головой погрузились в новое дело.
В процессе создания украшений мы участвуем вдвоем и чаще всего начинаем с совместного обсуждения идей каждой из нас. Мы пытаемся найти идеальное сочетание между ними и получить изделие, которое сами бы с удовольствием носили. Безусловно, мы ориентируемся на модные тенденции и анализируем рынок ювелирных украшений, но не пытаемся под него подстроиться — всегда интереснее представить что-то свое, отличное от других.
Изготовление ювелирных изделий включает в себя множество этапов. На сегодня всю основную работу мы выполняем вдвоем: дизайн, контроль производства, развитие марки, работу с клиентами и ритейлерами. На фрилансе у нас несколько мастеров-ювелиров, 3D-дизайнеров, также мы сотрудничаем с европейскими поставщиками материалов. Во многом помогают друзья и социальные сети, которые способствуют узнаваемости марки. За довольно короткое время нам удалось самим изучить множество технических нюансов и найти баланс между качеством и эстетической стороной украшений.
Все наши украшения производятся в специально оборудованной мастерской, где имеется все необходимое для этого. Основным материалом служит серебро, которое затем покрывается золотом. Но мы стараемся задействовать и другие нестандартные материалы. Изначально нам хотелось представить довольно большое количество моделей с использованием разноцветного полимера, но при разработке мы столкнулись со множеством препятствий на российском рынке. Начиная с того, что этот материал не был представлен в России, и заканчивая тем, что процесс обработки являлся затруднительным для мастеров. Но несмотря на это мы достигли нужного результата. Еще мы стараемся не использовать ювелирные сплавы, так как они не являются гипоаллергенными и могут вызвать различные реакции на коже.
Мы запустили первую коллекцию украшений из десяти моделей в декабре 2017 года. Сейчас расширили ассортимент до шестнадцати изделий и планируем продолжать добавлять новые как можно чаще. Реализация нового изделия — довольно длительный процесс, потому что включает в себя несколько этапов, каждый из которых может длиться несколько недель. На первую коллекцию у нас ушло около полугода. Самым затруднительным моментом стал поиск квалифицированных мастеров-ювелиров и поставщиков материалов. К сожалению, невозможно полностью избежать ошибок на производстве. В случае брака мы заменяем изделие на новое, чаще всего мелкие недочеты становятся видны уже на начальных этапах производства.
Стоимость готового изделия формируется из множества факторов: его веса, наличия дополнительных деталей (камней, жемчуга, цветного полимера и так далее), цены металла, работ, упаковки, логистики. Мы стараемся установить приемлемую стоимость, чтобы наши украшения были доступными для покупателей.
Не бойтесь трудностей, которые неминуемо возникают, когда ты начинаешь собственное дело. Ведь это не должно стать препятствием к воплощению мечты. Нам кажется, что сегодня российский рынок переживает новый этап развития, люди с готовностью и интересом принимают русских дизайнеров, которые в свою очередь стали предоставлять качественный продукт.
Идея создавать украшения с натуральными камнями возникла из любви к природе. Затем уже появились новые смыслы, но название Aloha Gaia изначально отражает любовь к планете. Я не ювелир, а инженер по образованию. Может быть, именно поэтому мне легко было понять все процессы производства и сразу начать работать над созданием украшений большими тиражами на фабрике. До переезда в Таиланд, где и появилась марка, я работал программистом, преподавал гитару и вокал в школе и попробовал себя фотокорреспондентом. Все это так или иначе мне помогло в развитии марки.
Мы создаем не просто украшения, мы наделяем их смыслом. Транслируем древние символы в современном дизайне. Например идея коллекции TATAU появилась после просмотра мультфильма «Моана». Я решил изучить полинезийскую культуру и их татуировки, чтобы передать эти знаки через украшения. Я выбрал интересные символы, сделал бриф и мудборд. Дизайнер нарисовал по заданию те украшения, которые мне были нужны. Дальше на этапе производства я что-то поменял, добавил или убрал. В общем, это такой довольно «мистический» процесс. Иногда полгода уходит на сбор информации для дизайнера, а иногда один день.
Команда состоит из меня и Александры Тырковой. Саша была дизайнером, а сегодня управляет компанией. Я сейчас ухожу в производство и креатив, а раньше занимался еще и операционной деятельностью. По всем вопросам, возникающим в процессе производства, я обращаюсь к моим коллегам-дизайнерам. Вместе с ними два года назад мы создали магазин «Двенадцать», в котором реализовали идею, что любой покупатель может напрямую общаться с производителем. Такой коллективный разум. Это здорово помогает в работе.
У нас два производства. В Таиланде мы производим уже пять лет и там мы делаем все наши мастер-модели. Какая-то часть изделий затем производится в России. Я жил в Таиланде и первые три года процесс сборки проходил у меня дома. Но затем я отказался от этого и полностью делегировал все сборочные процессы производству. Отливаем наши изделия на фабрике в Бангкоке.
Мы используем только натуральные материалы. Это серебро и минералы в простой огранке, что изначально заложено в идею бренда. Никогда не будем использовать пластик. Возможно, когда-нибудь поработаем с деревом. Я люблю кожу, но не думаю, что она будет уместна в «Алохе», если только переработанная. И еще мечтаю сделать что-нибудь из кости.
Само серебро стоит недорого, это нередкий металл. Основные затраты в себестоимости — это всегда работа и таможенные платежи, если речь идет об импорте. В целом мы стараемся балансировать между тем, чтобы цена была привлекательна для покупателя и выгодна нам. От изделий, которые нам не приносят прибыли, мы отказываемся. Мы должны учитывать, что сейчас на рынке скидка 50% при оптовой закупке, это норма. Поэтому цена должна быть такой, чтобы и в этом случае тоже зарабатывать.
Мы создаем одну-две коллекции в год, это может быть пятнадцать — двадцать пять украшений. Также могут быть флеш-коллекции или единичные изделия по случаю каких-то событий. В планах несколько коллабораций с другими брендами. В общем, процесс не останавливается, я постоянно что-то делаю. Примерно три-четыре месяца нужно для того, чтобы рисунок превратился в украшения на руках покупателей. Разработка на производстве идет месяц, затем с семплами я начинаю делать фотографии, параллельно изготавливаются партии украшений, идет таможенное оформление и рассылка по контрагентам.
Трудностей может быть много и разного уровня — как влияющих, так и не влияющих на прибыль. В Таиланде это недопонимание из-за разницы культур и языка. В России тоже своя специфика производства — как правило, оно очень негибкое, привыкшее работать по старинке. Но самое главное — это, конечно, работа команды. Каждый должен понимать, что его действия влияют на прибыль и все должно быть привязано к результату.
На этапе производства мы стараемся делать украшения максимально качественными, не выходя за рамки нашей ценовой категории. Нам важно, чтобы украшения прослужили как можно дольше, поэтому с каждой коллекцией внедряем новые стандарты проверки качества. Технологии меняются, все совершенствуется очень быстро. Но даже если клиенту что-то не подошло, мы всегда идем ему навстречу.
Я слежу за Pamela Love, Repossi, Avgvst, Wanna?Be!. Конечно, какие-то технические решения я могу подглядеть и использовать. Но мы отталкиваемся от своей идеи.
Начинающим дизайнерам я бы посоветовал сначала поработать в магазине дизайнерских украшений. Это даст понимание аудитории и того, что создание украшений — лишь маленькая часть процесса. Если вы хотите сделать бренд, то без продаж не обойтись, а это тоже наука. И, возможно, самая важная часть бизнеса.