«Коллаборации теряют свой вес»: как изменился спрос на кроссовки за последние годы

16 мая 2018 в 16:54
Фотография: Maja Hitij/Getty Images
В этом году десятилетие отметили сразу два магазина, оказавшие немалое влияние на московскую сникер-культуру, — Sneakerhead и Brandshop. Мы расспросили именинников и команды других московских сникер-магазинов, как появились первые очереди за кроссовками, за какими силуэтами все охотились пять лет назад, а какие пары остаются актуальными и сегодня.
Команда Sneakerhead

Предпочтения в кроссовках меняются постоянно. Когда мы только открывались, в 2008-м, очень неплохим спросом пользовались массивные, преимущественно высокие ретро-кроссовки. Чуть позже акцент сместился на бесконечные Air Jordan, были и Air Max, New Balance, конечно же, Asics. В последнее время круто ворвались в тренды adidas. Но есть такие модели, спрос на которые практически не меняется со временем — например белые Air Force.

Возраст нашего покупателя с каждым годом становится все ниже. Ребята очень часто вдохновляются зарубежными и отечественными артистами, смотрят, во что одеваются заграничные модники.

С начала «десятых» практически каждую неделю по субботам в наш магазин собиралась очередь — мы привозили редкие пары и каждый раз это были абсолютно разные модели. Единственное, что их объединяло, — это ограниченный релиз. Наверное, самый знаковый релиз для нашего магазина — космические Nike Air Foamposite «Galaxy». Это была первая в нашей стране очередь за кроссовками.

Nike Air Foamposite Galaxy
Команда Street Beat

Сегодня кроссовки стали отдельной культурой, появилось огромное количество моделей, расцветок, дизайнов. Сейчас покупатель ищет не просто обувь, а пару, которая подчеркнет его индивидуальность, поможет выделиться из толпы и создать свой стиль. Безусловно, качество продукта и его удобство остаются в приоритете.

Сейчас при выборе кроссовок покупатель обращает внимание на несколько аспектов: история модели или бренда в целом, уникальность пары. Очень возрос спрос на ретро-модели и кроссовки, созданные совместно с легендами спорта и шоу-бизнеса (Майклом Джорданом, Леброном Джеймсом, Канье Уэстом, Рианной и так далее).

Раньше покупатели в первую очередь интересовались качеством, удобством, ценой и сроком службы приобретенных кроссовок. Сейчас настоящих модников интересуют креативные модели — например лимитированные, которые поступают в магазин в ограниченном тираже.

Puma Fenty by Rihanna
Команда Kixbox

История Kixbox началась с небольшой подборки интересных моделей кроссовок, которая в 2006 году умещалась буквально на двух полках, и с таким же подходом мы работаем до сих пор. Поэтому будет сложно привести какую-то подробную статистику — для этого в Kixbox слишком узкий ассортимент.

Безусловно, всегда хорошо идет классика, даже на фоне хайпа вокруг современных силуэтов. Причем в случае с кроссовками «классика» не подразумевает консервативный дизайн. Например стабильно пользуются спросом модели линейки Nike Air Max, хотя многие из них выглядят довольно смело даже спустя 20 лет после появления на свет.

В целом кроссовочный рынок довольно консервативен и после вспышек интереса к технологичным моделям всегда возвращается к простым силуэтам 30–50-летней давности — впрочем, подобный цикл характерен не только для кроссовок.

Asics GEL Saga x Extra Butter Cottonmouth Death
Команда Brandshop

Бренды играют большую роль в изменении общих настроений. Если раньше мы продавали много «террасных» кроссовок, которые всегда были в обилии у adidas Originals (речь о моделях Hamburg, Gazelle и линейке Spezial), то сейчас сам немецкий бренд даже не предлагает их, смещая акцент в сторону футуристичных новинок (Twinstrike, F/22, Deerupt, Prophere).

На этом примере хорошо заметна полная смена вектора развития бренда и его дальнейшая эволюция. Стоит сказать, что наши молодые клиенты и люди, которые следят за последними тенденциям, все больше обращают внимание именно на такие силуэты. В этом сезоне также хорошо проявили себя модели с нарочито грубым внешним видом с отсылкам к ретро-моде 90-х. Примеры: PUMA Thunder Spectra, Nike M2K, YEEZY 500.

Тем не менее будет большой ошибкой говорить о единстве вкусов покупателей. С нами остаются те люди, которые давно увлекаются кроссовками и не меняют своих предпочтений многие годы, выбирая проверенные силуэты. Эти клиенты позволяют брендам и ритейлерам сохранять интерес к архивным моделям вроде adidas Originals Stan Smith, Nike Air Max 1, PUMA Suede или Reebok Classic.

Есть и отдельная прослойка людей, которые охотятся исключительно за лимитированными релизами. Существует и тот тип покупателя, совсем недавно узнавшего о существовании сникер-культуры в целом. Они пробуют разные бренды и силуэты в поисках той самой модели, с которой и начнётся их вовлечение.

YEEZY 500
Елена Головлева
Сооснователь креативной студии FANDLs и выставки FACES&LACES

Формирование кроссовочной культуры в России началось больше десяти лет назад. То, что заимствованная субкультурная среда и интерес к индустрии ассимилировались на локальном рынке, — заслуга энтузиастов. Альтернативная музыкальная и граффити-сцены, кастом-культура и скейтбординг, промышленный дизайн и искусство всегда служили вдохновением для создания иконических силуэтов и коллекционных изданий. А непрекращающийся технологический прогресс вкупе с конкуренцией давал возможность брендам внедрять инновации, делая обувь удобнее, и сочетать дизайн со спортивным наследием.

Аудитория тех, кто выбирает кроссовки как основу своего образа, крайне велика. Этот факт лишь подтверждает колоссальные маркетинговые инвестиции международных компаний в развитие глобальной кроссовочной культуры.

Основным критерием выбора по-прежнему остается дизайн. Если же мы говорим о тех, кто увлеченно следит за последними новинками и редкими коллаборациями, то тут, безусловно, приоритетом выбора станет лишь силуэт, который ожидаем и заранее анонсирован.

Было бы ошибочно недооценивать иконические силуэты в линейке представленных на рынке международных кроссовочных брендов. Каждый из них имеет свою историю и является визитной карточкой бренда.

К тому же каждая из марок обладает своими уникальными технологиями или элементами дизайна, которые формируют ту самую классику, которая так узнаваема и любима аудиторией. В период подготовки выставки мы всегда делаем акцент участников на том, что выстраивание правильной коммуникации с аудиторией невозможно без погружения в те ценности, которые сформировались в течение десятилетий становления и развития бренда.

Мы уверены, что знание основ и бэкграунда — это базис к уверенному развитию, на чем бы оно ни основывалось. Будь то новые архитектурные формы или возвращение к корням, цикличность восприятия дает нам повод помнить о том, что простота и лаконичность базовых форм становится лучшим вдохновением для любого дизайнера.

Nike W Air VaporMax Plus
Полина Беляева и Лазарь Налобин
Директор и консультант магазина Ostrov

Последние несколько лет мы наблюдаем несколько тенденций в сникер-мире. Перевыпускаются архивные модели с улучшенными технологиями. Коллаборации теряют свой вес (если раньше за парой Asics выстраивалась очередь за несколько дней до дропа, теперь покупатели относятся к этому спокойнее). Люксовые бренды, в свою очередь, активно обращают внимание на сегмент кроссовок — все же спрос рождает предложение.

Мы бы разделили восприятие покупателя на две категории: мировые и локальные источники. СМИ все еще имеют влияние — Hypebeast, Highsnobiety, Sneaker News, KicksOnFire, Complex. Но все чаще мы следим за тем, во что одеты Канье Уэст, Рианна, ASAP Rocky, Скепта и другие, и хотим такие же кроссовки немедленно. Из локальных инфлюэнсеров мы бы выделили паблики «ВКонтакте», Дмитрия Егорова, LʼOne и Maggi.

Главным фактором покупки все еще остаются цена и материалы: натуральная кожа или замша, канвас, монохромные цвета.

Что касается Ostrov, за полтора года существования магазина этой весной выстрелили FILA Disruptor 2. Мы привезли эту модель в Россию раньше всех, соответственно, конкурентов еще не было.

FILA Disruptor II