Сегодня в рубрике «Идеи для бизнеса» бренд мужской одежды Olovo, занимающийся переосмыслением советских ватников и военной униформы.
Запуск апрель 2015 года
Команда 3 человека, а также дизайнер, конструктор и швея
Бюджет 3 500 000 р.
Сайт olovomsk.com

Как собрались

Александр Маланин, Яков Теплицкий и Алексей Сковоринский
© Olovo

Марку придумали Александр Маланин и Яков Теплицкий. Маланин — специалист по военной части, проучившийся в конце 1990-х пять лет в Калининградском институте ФСБ России. Он разбирается в армейском быту и знает, каково это — носить форму. Теплицкий — финансист и предприниматель. С маркетингом и соцсетями им помогает Алексей Сковоринский. Также за год работы Olovo к команде присоединялись технологи, швеи, дизайнер Анастасия Ладатко, разработавшая логотип бренда в виде оловянного солдатика.

Основной бизнес Маланина и Теплицкого — компания Fabrika, которая занимается пошивом форменной и корпоративной одежды. Из больших достижений — производство костюмов обслуживающего персонала для Олимпиады в Сочи; из недавних — разработка фирмстиля для контролеров городского транспорта Москвы. Александр и Яков никогда не занимались модной одеждой – побочный бизнес сделали, что называется, для души.

Как появилась идея

Александр Маланин
сооснователь марки Olovo

«В государстве нет ничего более патриотичного, чем армия. Конечно, патриотизм присутствует в ДНК нашего бренда. Мы это принимаем, однако никаких дополнительных смыслов и лозунгов мы туда не хотим вкладывать. Вообще, есть два пути обращения к патриотизму. Первый — взять белую майку и написать на ней лозунг. Мы идем от другого. Берем куртку танкиста, делаем пять образцов, разрабатываем лекала, продумываем каждую мелочь, проставляем правильную фурнитуру и получаем некое переосмысленное изделие. Разница — как между квасом и хорошим красным вином из подвалов «Массандры».

Никто сейчас не делает русский херитейдж, а история с наследием американской моды очень популярна: во всех магазинах лежат вещи с лейблами Made in USA. Наша задача — не к патриотизму все свести, а доказать, что и советскую одежду можно носить, в ней тоже есть ценность».

Что в ассортименте

Телогрейка бежевая, 15 990 р.

1 / 5

Танковка (состоит из двух курток), 29 890 р.

2 / 5

Первая коллекция Olovo посвящена «великой и грозной русской зиме». В ассортименте — куртка-танковка с отстегивающимся подкладом в двух цветах, разные модификации классического русского ватника, ветровка-альпак с капюшоном-воротником и вещмешок. По характеристикам последнего можно судить о качестве товаров бренда, а заодно — о фанатизме его основателей. Рюкзак шьется вручную из хлопкового полотна с грязе- и водоотталкивающей пропиткой на основе фтороганических материалов, а лямки сделаны из вощеных ремней от автомата Калашникова.

Александр Маланин: «Мы пользуемся разработками советских НИИ. Усиленные швы, продуманная система креплений — как верхняя куртка крепится к нижней. Продумано, как подворотник засовывается в нижний воротник. Наша задача заключалась в том, чтобы сделать вещи более удобными в ношении: рукава поуже, посадка поудобней, кнопки вместо пуговиц».

Как запускались

Изначально Olovo планировалась как марка дешевой качественной русской одежды. Но после работы в экспериментальном цеху выяснилось, что кроме рабочей униформы отечественная ткань мало куда годится. Тогда основателям пришлось обратиться к западным материалам: английскому вощеному хлопку, который любят марки Belstaff и Barbour, а производство перенести в Румынию. Фурнитуру и жаккард изготовляют на заказ в Китае: на помощь пришли специалисты, которые в свое время работали с Ахмадуллиной и Симачевым. Однако первая концепция — сделать массовый доступный бренд — постепенно развеялась, а себестоимость выросла.

© Olovo

Инвестиции и схема работы

Всего, включая опытные образцы, было выпущено порядка 30 единиц одежды. Сейчас Olovo работает по принципу on-demand, то есть фирма приступает к отшиву продукта в Румынии — на тех же фабриках, где производят куртки Belstaff, — только после поступления заказа от клиента на сайте. С момента заказа до получения товара проходит полторы-две недели. В цену заложена достаточно высокая себестоимость материалов и логистика. Разработка моделей, фирменного стиля и налаживание производства обошлось создателям в 3,5 млн рублей собственных денег, хотя предложения от инвесторов и друзей-бизнесменов поступали.

Понятно, что в данный момент Olovo существует скорее как красивый проект на вырост, именно идея для бизнеса, и перспективы получения от него прибыли довольно туманные. Тема советского херитейджа может оказаться востребованной на волне патриотизма: примерно этим же руководствуется русский бренд Grunge John Orchestra. Explosion, успешно продающий добротные зимние куртки под лозунгом «Made somewhere in Moscow» в «Цветном» и собственном магазине.

© Olovo

Планы

По словам Якова, сейчас в России активно развиваются две вещи — еда и одежда. Будут появляться новые бренды, динамика рынка не стихнет, несмотря на кризис. Основатели Olovo обдумывают идею экспорта: у марки есть национальная идентичность, он вполне может вызвать интерес у русских на Западе.

Что касается новинок в каталоге, то сейчас в экспериментальном цехе Olovo разрабатывается летняя коллекция, в которую будут входить брюки-галифе, гимнастерка, летняя куртка танкиста, новый рюкзак-вещмешок. Ко всему прочему, компания думает освоить производство оловянных игрушек (разумеется, и солдатиков) и дарить их покупателям в качестве сувениров. Перед широкой публикой Olovo собирается дебютировать на ярмарке «Ламбада» в эти выходные — там можно будет пощупать их модели руками и сделать предзаказ.

Правила бизнеса марки Olovo

Надо быть уверенным, что бренд заработает

«Подумайте: а имеет ли смысл вообще это делать? Читая аналитику, мы с ужасом понимаем, что среди брендов очень мало прибыльных. Нужно иметь железный план. Главное — не влететь, не потерять время и деньги; быть уверенным, что бренд на самом деле будет работать. Пока у нас не появилась четкая концепция, чего мы хотим (а мы два года думали!), мы не запускались».

Предложи уникальный продукт

«Если у тебя есть продукт, у которого нет аналогов, — им можно заниматься. При этом нужно понимать его стоимость и оценивать свои возможности. В армии говорят: что нужно сделать в первую очередь, когда ты пришел играть в войнушку? Рекогносцировку на местности. Потом оценить силы — свои и противника. И уже потом вступать в боевые действия».

Будьте внимательны в делах

«Мы читаем определенные литературные издания на тему бизнес-правил и можем сказать: есть люди, которые могут написать книгу «Как заработать миллион», но сам автор этот миллион никогда не заработает. В любых правилах очень много нюансов — один сможет это правило выполнить, второй не сможет».