Парфюмерный критик Ксения Голованова разобрала веяния ароматной моды по полочкам и предложила почти три десятка флаконов, чтобы пахнуть лучше всех.

Имбирь

Origins Ginger Essence
Простой и красивый имбирный колонь с грейпфрутом и апельсиновой цедрой — взять в отпуск на море и «выпить» за пару недель.
3200 р. за 50 мл

1 из 3

Mizensir Eau de Gingembre
Свежий имбирь пополам с незрелым инжиром — остро, зелено и бодрит, как московский сезон отключения горячей воды.
16 000 р. за 100 мл

2 из 3

Оговоримся: имбирь как составная часть зимних десертов, в частности имбирных пряников и цукатов, парфюмерии известен не первый год — так, до недавнего времени эталонным имбирем считался лютансовский Five oʼclock au Gingembre, выпущенный аж десять лет назад. Но что-то сдвинулось в массовом восприятии, и на первый план вышла новая трактовка пряного корня — свежая, сочная и прохладная. В 2018 году парфюмерный имбирь отсылает не к кондитерским, а к тем местам, где он растет: влажным тропикам, муссонной Азии и зеленой кромке Западной Африки.

Мята

Lush Dirty
Приятная и натуральная мята с базиликом и тархуном, приправленная морской солью, — не салат, но сад на берегу.
3600 р. за 100 мл

1 из 3

Comme des Garçons Parfums Green Play
Капсула загородного воздуха, напитанного зеленью и дождем, для самых липких дней московского лета.
От 6800 р. за 100 мл

2 из 3

До недавнего времени мята в парфюмерии, по крайней мере люксовой и массовой, гостила нечасто — скорее всего, из-за неизбежных ассоциаций с зубной пастой, жевательной резинкой и прочей гигиеной, плохо вписывающейся в восторженный парфюмерный дискурс. Сегодня мята полностью себя реабилитировала: даже марка Atkinsons, которая не любит выходить за пределы своего крикетного газона, выпустила мятный аромат, и он, к слову, очень неплох. Отдельное течение в потоке парфюмерной мяты, захлестнувшем рынок, — новые ароматы с нотой шисо, или периллы. Ее зелень имеет интересный пряно-зеленый запах с оттенками аниса и чая — те, кто плотно сидел на давно снятом с производства Shiso марки Comme des Garçons, помнят, как хороша бывает японская мята.

Ландыш

Byredo Inflorescence
Очень хороший, немного мылкий ландыш, за которым маячит серебристый призрак гардении.
9750 р. за 50 мл

1 из 3

Etat Libre dʼOrange Yes I Do
Ландыш в белоцветочном свадебном букете, обвязанном хрустящей белой лентой.
1950 р. за 7,5 мл

2 из 3

Наиболее популярными ландышевые духи были примерно сто лет назад, в 1910-х: в начале XX века химики получили первые душистые вещества, обладавшие запахом ландыша. (Напомним, что в современной парфюмерии последний — это чаще всего сочетание природных и синтетических компонентов и воспроизвести его при помощи экстракции или отгонки натурального сырья с паром невозможно.) Новый всплеск популярности ландышевых духов происходит прямо сейчас, и благодарить за это следует органы, регулирующие использование ароматических веществ в парфюмерной промышленности. С прошлого года несколько популярных ландышевых одорантов были признаны аллергенами, подлежащими замене, — но индустрия готовилась к запрету несколько лет и успела синтезировать множество новых интересных материалов. Их работу в духах мы уже наблюдаем и будем наблюдать в ближайшие несколько лет.

Ирисы

Neela Vermeire Créations Niral
Парфюмерное посвящение индийскому шелку — гладкий, с атласным отливом ирис и крепкий чай.
€225 за 60 мл 
(скоро в магазинах Cosmotheca)

1 из 3

Hermès Hiris
Прохладный ирис в облаке пудры и альдегидов.
От 8111 р. за 100 мл

2 из 3

Ирисы, про которые мы писали в прошлом году, и не думают отцветать. На последней парфюмерной выставке Esxence главной премьерой стал LʼIris de Fath — реконструкция или скорее эдит легендарного Iris Gris Жака Фата, за которым охотится (во всяком случае, в собственных мечтах) любой уважающий себя коллекционер винтажных духов. Ирисов вообще взошла целая поляна: травянисто-зеленых и пудровых, томных и летаргических, хороших и не очень. Делать их хотят многие, и тому есть две причины. Во-первых, это красивый и элегантный ответ поэтике упадка, которой переболела нишевая парфюмерия, — гари, жженым тряпкам и скверным удам начала 2010-х. Во-вторых, в сознании потребителя ниши укрепилась мысль о том, что духи с ирисом — дорогая в производстве вещь, как следствие, есть чем оправдать нечеловеческую цену в магазине. В любом случае ирисы — хорошо, пусть мода не проходит подольше.

Лунный кактус

Aedes de Venustas Cierge de Lune
Уютная и теплая ваниль, красиво подсвеченная иланг-илангом и ладаном.
16 750 р. за 100 мл

1 из 3

Arizona Proenza Schouler
Прозрачные цветы, выросшие среди соляных кристаллов и облитых солнцем камней.
9002 р. за 50 мл

2 из 3

Лунный цереус — кактус с длинными ползучими стеблями и крупными, исключительно ароматными цветками, который цветет раз в год и только после заката. Его сладкий запах (что-то среднее между ванилью, жасмином и миндальным молоком) так хорош, что Ботанический сад в Санкт-Петербурге всякий раз анонсирует цветение в городских СМИ, а в день «икс» работает до двух часов ночи. Повальную моду на кактусы задала, скорее всего, нью-йоркская марка Aedes de Venustas, в 2016 году собравшая Cierge de Lune, или «Лунную свечу», — так иногда называют лунный цереус. С тех пор композиции, построенные вокруг аккорда селеницереусов, вышли у нескольких хороших нишевых марок, например, австралийской Grandiflora, и люксовых брендов — в частности, именно цереусу посвятили свой дебютный аромат модники Proenza Schouler.

Новая акватика

27 87 Perfumes Wandervogel
Пикник на берегу: влажный песок, промокшие шорты и мятный чай в металлическом термосе.
€145 за 87 мл

1 из 3

Jacques Fath Curaçao Bay
Парфюмерный «Баунти»: кокосы, йодистый воздух и молочко для загара.
От 5520 р. за 50 мл

2 из 3

Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь парфюмерные 1990-е, — всепроникающая арзбузно-морская свежесть ранней акватики, резкая и настойчивая, как душ Шарко. За десять с лишним лет водянистые свежаки изрядно утомили покупателя: одни были сняты с производства, другие переформулированы, а третьи уступили место первым птичкам гурманского направления — главного тренда 2000-х. В 2018 году парфюмерная акватика выглядит иначе: это уже не абстрактное море, увиденное, как в Acqua di Gio, сквозь фильтры дорогих солнечных очков, а живой бульон, откуда выползла жизнь — с водорослями, лужицами стоячей воды и экскрементами китов.

Теплые ладаны

Comme des Garçons Series Incense 3: Jaisalmer
Горячий, сухой, шершавый ладан с кедровой щепой.
От 6247 р. за 50 мл

1 из 3

Carner Barcelona Botafumeiro
Благовония с пряностями — перцем, мускатным орехом и корицей.
10 400 р. за 50 мл 
(скоро в «ЛʼЭтуаль»)

2 из 3

Ладаны вошли в моду благодаря Comme des Garçons, в 2002 году выпустившим знаменитую линейку Series 3 Incense. Коллекция практически целиком состояла из прохладных и отстраненных ладанов — за исключением одного, корично-перечного Jaisalmer, в котором жгучие пряности наполняли заданный объем горячим воздухом, как оболочку воздушного шара. Этот необычный ольфакторный профиль — теплый ладан — в парфюмерии не прижился; куда большим успехом пользуются ладаны «католические», стылые и надмирные. Впрочем, тенденция, как показала последняя выставка Esxence, начинает меняться: благовония постепенно избавляются от сакральных коннотаций, превращаясь в очередную — богатую — краску в палитре парфюмера.

Белый шум

Diptyque Fleur de Peau
Светлые мускусы, слегка подкрашенные пастелью ирисов и розы.
9700 р. за 75 мл

1 из 3

Glossier You
Скромные ирисы в молочном тумане амбретты — что-то вроде нежного фильтра E4 в VSCO.
$60 за 50 мл

2 из 3

В моду входят тихие, неяркие, вежливые ароматы — обозреватель The New York Times называет их «the new softies», или «новыми неженками». Если переводить дословно, получится — «новые слабаки, тряпки», но обвинять соответствующую парфюмерию в отсутствии характера бессмысленно: она вообще задумана иначе, как фильтр, сообщающий владельцу дополнительные качества. Миллениалы, утверждает автор статьи, не хотят носить уже готовую, разлитую по флаконам личность, придуманную и собранную парфюмером, — их собственная персона для них важнее всего, и именно ее они хотят показать и оттенить. Подходящая аналогия — обманчиво простой нюдовый макияж, который делает человека лучшей версией себя. Что-то подобное, например, сделали Off-White и Byredo, выпустив аромат Elevator Music, духи, «не пахнущие ничем» (на самом деле — фиалкой и мускусом). Считайте это возвращением тренда, когда-то заданного Escentric Molecules, только без чепухи про феромоны.

Детские духи

Angela Ciampagna Laetitia
Летние каникулы в деревне — арбузы, дыни и молоко. И никакого спирта.
(скоро в парфюмерном бутике Grasse)

1 из 3

Frederic Malle Sale Gosse
Бергамот, петитгрейн и засахаренные фиалки.
€180 за 100 мл

2 из 3

Недавно парфюмерный издатель Фредерик Маль рассказывал московским журналистам, как в детстве мать орошала его «беби-Диором» (речь об Eau Fraiche 1966 года выпуска), поскольку в доме Малей хорошо пахнуть должно было все. Сегодня производство детских духов осваивают многие марки, что говорит лишь об одном: присутствие хороших запахов в нашей жизни, будь то грамотная отдушка стирального порошка или одеколон для первоклассника, становится все более естественным. Как правило, детские ароматы не содержат спирта, но бояться последнего в любом случае не стоит: в состав духов входят специальные компоненты, нейтрализующие нежелательные свойства этанола.