Чтобы оставаться в курсе всех событий, происходящих в мире, мы все реже обращаемся к печатным ресурсам: чаще всего журналы монтируются за пару месяцев до выхода, а за шестьдесят дней иногда успевает смениться полноценный сезон.
Сникер-индустрией сейчас правят коллекционеры кроссовок (сникерхеды) и лидеры мнений. Всех не перечислить, отмечу тех, за кем давно слежу, а заодно вспомним интересные телеграм-каналы (куда сейчас без них!).
Из влиятельных людей в индустрии кроссовок стоит отметить Мишеля Дюпуи, автора ежегодного альманаха о кроссовках и стритвире All Gone, и Ронни Файга, культовую фигуру в сникер-мире. Десять лет назад он сделал свою первую коллаборацию с Asics, и с тех пор бренд начал стремительно увеличивать обороты. В 2011 году Ронни открыл магазин Kith, который стал Меккой свежих релизов в Нью-Йорке: именно около него сотни людей кемпят за заветной парой.
В телеграме я читаю ребят из комьюнити Ömankö и Sneakergeek.
Если хочется посмотреть на красивых девушек и актуальные модели кроссовок (сейчас почти вся обувь выпускается в полной размерной линейке), на помощь придет бывший креативный директор Kith Эмили Элейн Оберг.
Документальный фильм «Just for Kicks» частично раскрывает феномен коллекционирования кроссовок. Сюжет охватывает историю, начиная от отрицания уличной культуры корпорациями до ее полного принятия и эксплуатации. В фильме в основном рассказывается про новое культурное прочтение спортивной обуви в США. Сегодня лайфстайл-подразделения у спортивных брендов — обычное дело. «Just for Kicks» повествует о времени, когда большие компании не понимали всего потенциала уличной культуры, считая ее неприемлемой для имиджа бренда. Фильм рассказывает про корни сникер-культуры, когда группы энтузиастов из разных сфер превратили коллекционирование кроссовок в отдельную нишу. Майкл Джордан, Run-D.M.C., би-боинг, контракты с знаменитостями, первые очереди и коллаборации — «Just for Kicks» обязателен к просмотру, если вы хотите быть более-менее знающим потребителем кроссовок.
Sneaker Freaker — один из легендарных журналов про кроссовки. Сегодня в интернете можно найти множество порталов, пишущих про последние релизы. Sneaker Freaker — пионер в этой области. Помимо новинок, на сайте можно найти интервью, статьи о инновационных материалах, изменивших индустрию, размышления новичков и старожилов культуры. Но в первую очередь Sneaker Freaker — печатный журнал, в выпусках которого есть то, чего нет или проблематично найти в интернете. Изданию до сих удается обосабливать свою печатную версию эксклюзивами. Если более сознательно подходить к покупке кроссовок, можно узнавать много нового — например, про современный дизайн, историю, субкультуры, музыку, социальный посыл. Sneaker Freaker старается показывать все сопутствующие составляющие кроссовочной культуры. До сих пор на сайте Sneaker Freaker доступны ранние выпуски.
All Gone — альманах о значимых релизах за год. В интернете поток информации стремителен, и сложно вспомнить, что было с кроссовками два года назад. All Gone — «медленный» ресурс, который поможет вспомнить, какой была ситуация в определенный период времени. Контент книги помогает целостно понять характер индустрии за год. All Gone собирает все атрибуты стритвира, включая работы различных художников, одежду и всевозможные коллаборации. Такая подборка хорошо отображает актуальную картину прошедшего года, это особенно полезно сегодня, когда сникер-культура проникла во многие сферы.
Книг, статей, фильмов и других источников полезных и не очень знаний о кроссовочной культуре слишком много, чтобы рассказывать обо всех сразу. Но для первого знакомства они все не нужны. Достаточно одного хорошего фильма, вышедшего больше десять лет назад — «Just for Kicks».
Это полнометражный документальный фильм, который в 2005 году сняли Тибо де Лонжевиль и Лиза Леон — два человека с серьезным бэкграундом как в индустриях, связанных с уличной культурой, так и в кинопроизводстве (Леон, помимо прочего, была продакшен-менеджером на последнем фильме Стэнли Кубрика). Это важная деталь, которая отличает «Just for Kicks» от многих самодеятельных фильмов про сникер-культуру. Фильм поставлен профессионально и раскрывает тему в понятном и популярном виде — поэтому его и стоит посмотреть в первую очередь.
«Just for Kicks» рассказывает историю субкультуры с 1970-х до начала 2000-х в ее американском варианте: баскетбол, хип-хоп, первые коллекционеры, первые ретропереиздания моделей, первые кроссовочные бутики и очереди перед ними, коллаборации, беспорядки в Нью-Йорке, реселлеры и так далее. Для полноты картины не хватает японской и европейской историй — там культура развивалась своим путем. Но тем не менее все это позволяет составить довольно точное представление о том, откуда растут ноги у явления, которое принято называть сникер-культурой.
Кроме портретов фанатичных коллекционеров-сникерхедов «Just for Kicks» делает акцент на том, как сами компании-производители постепенно осваивали этот нишевый рынок и учились манипулировать им. В 2005 году, когда вышел фильм, США и Европа как раз переживали резкий рост популярности кроссовочной субкультуры. В фильме удачно пойман момент перехода субкультуры из подпольного междусобойчика отбитых фанатов в глобальный феномен — и важную роль в этом переходе сыграли активные действия крупных компаний.
Несмотря на двенадцатилетний возраст фильма, многое рассказанное в «Just for Kicks» с тех не только не теряло актуальности, но и легло в основу нового бума сникер-культуры 2010-х.
Многие скажут, что надо посмотреть многочисленные фильмы про сникерхедов, которые с огромными и полными злости глазами сражаются за пары, которые потом перепродают за космические цены, и все в таком духе. Поверьте, это вам не нужно. Сценарий подобных фильмов укладывается в небольшое предложение в духе: «Мы стояли X дней, чтобы купить пару за Y долларов, а продадим ее за 10Y». И параллельно вам рассказывают про самые дорогие релизы и зачем все это делается. Эти фильмы стоит посмотреть уже позже, когда вы начнете улавливать некоторые вещи из мира кроссовок. Поначалу они пугают.
Лучший способ понять сникер-культуру — начать говорить с представителями этой тусовки. Просто находите тематические сообщества в соцсетях, где не только можете следить за актуальными новостями, но и задавать свои вопросы. Не стесняйтесь — спрашивайте. Ходите на мероприятия, которые устраивают бренды и магазины. Там вы тоже сможете узнать много нового.
Чтобы чувствовать себя более комфортно на начальном этапе погружения, вам точно стоит ознакомиться с историей брендов и узнать несколько культовых персонажей (дизайнеры, менеджеры, звезды) и от этого начинать свое изучение всего, что происходит в мире кроссовок.
Дальше вы поймете, в каком направлении двигаться. Возможно, появится любимая модель, дизайнер, бренд и так далее.
Потом вы начнете ощущать резкую нехватку информации и вам точно захочется расширить свой кругозор. Вот несколько классных сайтов про кроссовки: Highsnobiety, Sneakerfiles и Hypebeast.
Главное, не набрасывайтесь на все, а узнавайте постепенно. Увидели непонятное имя — спросили или погуглили. Это единственный по-настоящему рабочий способ расширить свой кругозор в области кроссовок.