00 — Нулевые
Мода завершила свой очередной цикл — на показах и в лукбуках вновь мелькают джинсы с низкой талией, плюшевые спортивные костюмы, крупные кольца-печатки и атласные ботфорты на шпильке. Где-то все это уже было? Верно — в клипах Бритни Спирс и No Doubt, на страницах журнала Bravo и на школьной перемене. Возрождение нулевых стало одной из главных тем 2017 года — инстаграм наводнили аккаунты, посвященные нарядам главных звезд того времени, а на экраны под конец года вышла трагикомедия Греты Гервиг «Lady Bird», снятая с тоской по нулевым.
А — аутдор
Еще одна тенденция, которая к 2017-му обрела явные очертания, — аутдор-марки и стиль apres-ski прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Трекинговая обувь, флиски, лыжные кофты на молнии, пуховые куртки-подстежки и балаклавы перестали быть спортивной экипировкой и перебрались в масс-маркет и ассортимент люкс-марок.
В — возраст
Стоит признать, что модная индустрия к 2017-му стала более человечной — дизайнеры все чаще стали выпускать на подиум моделей с разным цветом кожи, пропорциями и, наконец, женщин (и мужчин) более старшего возраста. Масс-маркет быстро подхватил тенденцию — весной Mango выпустила рекламную кампанию об индивидуальности и любви к себе в любом возрасте. В съемке участвовали люди разного возраста — 63-летняя преподавательница университета и 53-летний мужчина. «Взрослая» модель появлялась и в лукбуке новозеландской марки нижнего белья Lonely. А клиентами российского модельного агентства Oldushka, резиденты которого — люди старше 50, в этом году стали ЦУМ и салон красоты Birdie, журналы «Афиша Daily», Buro247 и многие другие. Примечательна в этом плане и осенняя съемка поп-ап-стора «Секция», героями которой стали работники ГУМа.
И — сумка IKEA как вещь года
Если давно искали и не находили большую синюю сумку — вот пара вариантов: кожаный баул Balenciaga и мешок из переработанных материалов IKEA. Сумки еще в апреле стали поводом для веселья в соцсетях: не заметить сходство между ними сложно. Правда ли Демна Гвасалиа вдохновлялся икеевской моделью FRAKTA, неизвестно, зато в шведской компании прокомментировали ситуацию не без должного юмора: «Мы глубоко польщены тем, что новая сумка Balenciaga напоминает классическую синюю сумку IKEA, которая сделана из перерабатываемых материалов и стоит 99 центов. Нет ничего лучше, чем объемная синяя сумка!» — сказали представители компании. Кстати, модель из кожи стоила 2000 долларов.
К — коллаборация года
Очевидно, что самым нашумевшим стало в этом году сотрудничество Louis Vuitton и Supreme. По крайней мере для российской аудитории. Дело в том, что ажиотаж вызвали продажи коллаборации в Москве. Ведь предполагалось, что купить принтованные вещи сможет любой желающий в порядке живой очереди, однако коллекцию распродали еще на пресейле держателям ВИП-карт.
Поклонников стритвир-марки не столько удивили, сколько разочаровали счастливые покупатели — ими оказались продюсер Яна Рудковская и певец Филипп Киркоров. Другим желающим носить коллаб ничего не оставалось, как искать его на eBay или у российских ресейлеров: цены за худи, например, до сих пор варьируются от 200 000 до 500 000 рублей.
М — отказ от использования натурального меха
Модная индустрия постепенно отказывается от неэкологичных и неэтичных материалов — и этот год тому подтверждение. Например, эксперты пророчат: недавний отказ люксового гиганта Gucci от натурального меха повлечет волну серьезных перемен. Долговечно ли решение бренда, судить непросто: креативного директора Алессандро Микеле называют талантливым маркетологом, нежели дизайнером, он не раз создавал пушистые шубы, а президент Gucci Марко Бидзарри апеллирует к тому, что использовать натуральный мех «несовременно».
Как бы то ни было, начало было положено: на днях о своем отказе сообщили и в компании Michael Kors, показы которой отличаются изобилием меховых изделий. Теперь в команде зеленых от модной индустрии прибыло — там также состоят Stella McCartney, Calvin Klein, Hugo Boss, Ralph Lauren и другие.
О — очереди за кроссовками
Очереди за кроссовками уже не новое явление. Если в прошлом году ажиотаж вокруг сникеров удивлял, то в этом толпы людей, которые дежурят на морозе у магазинов, стали обычным делом. Так, можно отметить три многочисленные очереди, которые собирались в этом году.
В феврале поклонники сникер-культуры оккупировали часть Кузнецкого Моста около флагманского магазина adidas Originals — борьба шла за 85 пар черно-белых Yeezy Boost 350 V2 стоимостью 16 990 рублей. 3 ноября удар отражал «Цветной» — по оценкам очевидцев, более тысячи человек охотились за сникерами, созданными Reebok Classic совместно с рэпером Oxxxymiron. Эти же кроссовки до сих пор продаются в интернет-магазине марки, однако резон стоять в очереди был — тогда же исполнитель подписывал заветные пары на автограф-сессии. Но ничто не вызывает такого интереса, как кроссовки Канье Уэста, — ситуация на Кузнецком повторилась в конце ноября: согласно источникам, более трех тысяч человек пытались выиграть уже кислотную пару Yeezy. Напомним, что кроссовки, на которые ожидается громадный спрос, разыгрываются в лотереи.
О — открытия года
2017-й оказался богатым на открытия новых магазинов в Москве. Одним из самых громких стал первый флагман H&M на Тверской, 16, — он расположился на трех этажах в историческом особняке. Любовь покупателей завоевало даже не то, что в магазине представлены все линии марки — от подиумной Studio до ежегодных коллабораций, — а зеркальная винтовая лестница. В инстаграме она мелькает с момента открытия флагмана в мае и до сих пор.
Свежий виток в московский ретейл привнесли и создатели магазина Parcel: тут представлены марки, ранее в столице невиданные, — от южнокорейских до марокканских. Двери Parcel открылись еще летом, и ассортимент с того момента постепенно расширяется (как и обещали создатели): привычный прямой крой перекликается с замысловатыми фасонами, а сдержанные цвета разбавлены красным, желтым, розовым, ярко-зеленым, а также контрастными принтами.
Таким же заметным стало и появление «Секции» в ГУМе — поп-апа, в котором представлены более 35 российских брендов. Впервые в главном универмаге Москвы продается столько отечественных имен (до этого возможность открыть магазин в ГУМе представилась лишь Алене Ахмадулиной). Поп-ап поделен на зоны с одеждой, местами для отдыха и развлечениями (среди них — приставки Sega и теннисный стол Ping Pong Club Moscow). Здесь же можно выбрать винил из магазина Dig и посидеть за барной стойкой микрокофейни «Кофе.Советы». Правда, сколько продлится триумф российского производителя, пока неясно — создатели обещали закрыть «Секцию» в январе под новый бутик Fendi, но возможен и перенос магазина в другую часть универмага.
В конце же октября состоялся долгожданный переезд концепт-стора «КМ20». На протяжении восьми лет магазин знакомил столичную публику с новыми марками из США, Европы и Азии и продавал на одной полке российских и зарубежных дизайнеров. Теперь он занимает три этажа в особняке в Столешниковом переулке: на первом расположились сникер- и стритвир-зона, на втором — игроки подороже (Ashish, J.W.Anderson, Raf Simons, Walk of Shame, Yeezy и другие), а верх занимает ресторан. В честь расширения концепт-стора некоторые дизайнеры предложили свое оформление: например, креативный директор Off-White Верджил Абло создал пантеон из синей сетки, а для Гоши Рубчинского воссоздали часть трибуны стадиона «Локомотив». Ожидается, что прямо в концепт-сторе будут проходить вечеринки и выставки.
П — Podium Market прекратил розничную деятельность
Проблемы у сети магазинов начались весной этого года. Ряд российских дизайнеров, отдавших вещи на реализацию, сообщили, что компания задолжала им деньги. Суммы варьировались от 20 000 до нескольких миллионов рублей. После жалоб по меньшей мере 17 брендов ООО «Подиум Маркет» заявило о завершении розничной деятельности. Позже стало известно, что компания Reviva Holdings, владеющая универмагами Stockmann и Debenhams в России, приобрела лицензию на бренд магазина-должника. Правда, только на один год, поэтому дальнейшая судьба сети «Подиум Маркет» остается туманной. Пока известно о трех открытых магазинах вместо восьми, работавших еще этой весной.
Р — равенство
В декабре Словарь Уэбстера провозгласил словом года «феминизм»: в 2017 году пользователи на 70% чаще искали определение этого термина, нежели в прошлом году. Этим можно подвести итог многим переменам в модной индустрии. Так некоторые марки отказались от явного деления на мужские и женские вещи (Zara и H&M выпускают унисекс-коллекции, которые демонстрируют на моделях обоих полов). Monki в свою очередь призывают мир отказаться от табуирования таких тем, как менструация. Сестринство, взаимная поддержка и борьба за равные права становятся главными темами работ дизайнеров. Как результат — невероятное количество лозунгов, призывов и громких высказываний на свитшотах, футболках, джинсах, шарфах и даже обуви.
С — страшненькая обувь
Наравне с замшевыми ботфортами и туфлями на необычном каблуке в этом году наметилась еще одна обувная тенденция. Западные издания окрестили ее ugly shoes — дословно «уродливая обувь». Сюда можно причислить и пушистые тапочки и меховые мюли, но в первую очередь — массивные кроссовки, больше всего напоминающие мутировавшие беговые модели. Такую обувь выпустило разом большинство спортивных марок — от Fila и Nike до adidas, Puma и Asics. А закрепили успех Balenciaga и очередной дроп Yeezy.
У — от нас ушел Аззедин Алайя
18 ноября на 78-м году жизни скончался всемирно известный модельер Аззедин Алайя. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Франко-тунисский дизайнер, Аззедин прославился еще в 80-х, когда его маленькое ателье превратилось в дом моды. Наряды Алайи отличались облегающим фасоном, из-за чего их часто сравнивали с диоровским стилем new look. Однако Аззедин оставил пышные юбки коллеге по цеху, а сам предложил женщинам платья-чулки. Поклонницами модельера в разное время были актриса Грета Гарбо, певицы Грейс Джонс, Тина Тернер и Леди Гага, супруга президента США Мишель Обама, модель Наоми Кэмпбелл и другие.
Ф — новая форма для олимпийских спортсменов
Участие российских спортсменов в Олимпиаде 2018 года еще под вопросом, и это волнует как адептов спорта, так и любителей моды. Недавно марка Zasport, которая стала в этом году главным поставщиком спортивной одежды для олимпийских участников, представила новую форму. И она значительно отличается от того, что предлагали Bosco di Ciliegi в последние 15 лет. В коллекции сочетаются отсылки к советской эстетике (как без этого в современной моде), лаконичный дизайн и цвета триколора, которые, стоит отметить, не отвечают правилу «вырвиглаз». Взять, например, лыжные кофты с крупными надписями, синие водолазки с олимпийской эмблемой, шарфы с графичными принтами и пуховики стального оттенка. Хотя в этой форме спортсмены уже не выступят на предстоящей Олимпиаде, Zasport пообещали, что создадут новую коллекцию, отвечающую требованиям МОК.
Ч — честность
Весной издание Fashion Spot опубликовало отчет по итогам прошедших Недель моды. Согласно статистике, в показах в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже приняло участие рекордное количество нестандартных моделей. Это и модели-трансгендеры, и плюс-сайз-модели, и девушки и парни азиатского или африканского происхождения, и те, кому больше 40, 50 и 60 лет.
А в октябре Франция ввела новые правила в отношении использования фотошопа и других графических редакторов — новые правила не запрещают фотошоп, но обязывают коммерческие компании и издания указывать, что фотографии были отредактированы. Такое же правило действует в Израиле.
Все эти подвижки, дающиеся неповоротливой индустрии моды со скрипом, — очевидная реакция на политические и социальные перемены, охватившие мир. Немного честности не помешало бы нам всем.