«Catching the Moment»
Terry Jones
Я считаю, что сейчас ключевыми факторами в работе дизайнеров и всех вовлеченных в создание визуального контента в области моды являются вкус, бесстрашие перед экспериментами и, конечно, насмотренность. Проводить по несколько часов в день в Pinterest, блогах и инстаграмах, изучая актуальные и архивные работы профессионалов, — это нормальная и даже необходимая часть рабочего процесса.
Еще один очень важный скилл — научиться смотреть на свою работу, свой бренд как на целостный проект, развивающийся по определенной заданной траектории. Пока вы не можете нанять профессионального арт-директора, вы должны научиться сами мыслить как арт-директор. В этой связи (и на самом деле не только) меня очень вдохновляет книга «Catching the Moment» одного из лучших арт-директоров нашего времени — Терри Джонса, создателя журнала iD. Массивный визуальный материал подкреплен историями о том, как эти работы проходили цикл от формирования концепции до реализации и публикации. Здесь вдохновляет абсолютно все: цветовые и композиционные решения, экспериментаторство, смелость и упрямство. Кстати, это очень хороший способ ознакомиться сразу со всем лучшим, что было в журналах iD (и не только) до 1997 года.
«Зеркало моды»
Сесил Битон
«Зеркало моды» Сесила Битона — та самая книга, от которой совершенно невозможно оторваться. Волнующий мир моды начала прошлого столетия со всеми любопытнейшими подробностями, изложенными прекрасным живым языком и как бы между делом. Больше всего подкупают фрагменты о жизни людей, имена которых не остались в истории моды, но которые в свое время оказывали на нее самое непосредственное влияние. Это законодательницы мод, в начале книги затянутые в корсеты, но уже через 100 страниц примеряющие костюмы Шанель, — потрясающие личности, сама суть которых была модой.
Эта мысль мне очень близка: мода — она не только про одежду, но про стиль жизни, про походку и манеру держать мундштук, про этику беседы и чувство юмора, про уникальность, про талант и ум. Эта книга одновременно и краткая история моды начала XX века от очевидца, и замечательный портрет времени в целом.
«Модный заговор»
Николас Колридж
Несмотря на то что этой книге почти 30 лет, лучшего пособия по тому, как работает модная индустрия, еще не придумали. Бывший президент издательского дома Condé Nast International Николас Колридж несколько лет путешествовал по миру, общаясь с самыми разными людьми, связанными с модой.
С юмором и тонкой иронией и без прикрас он рассказывает о том, как строились американские модные империи и как набирал популярность японский авангард, как редакторы глянца красуются друг перед другом и какая часть показа делается специально для клиенток со Среднего Востока. К прочтению обязательно.
Книга рассказывает о непростых отношениях величайших дизайнеров прошлого столетия Карла Лагерфельда и Ива Сен-Лорана. Впервые встретившись на конкурсе молодых дизайнеров, они соперничали всю жизнь, причем не только в работе, но и в делах сердечных. Кроме этого, секс, наркотики и рок-н-ролл в Париже и декаданс в Марракеше. Лагерфельда, который очень ревностно следит за всей информацией, появляющейся о нем в прессе, книга взбесила настолько, что он пытался запретить ее публикацию во Франции и разрывал отношения с журналистами, которые осмеливались ее похвалить. Завидую тем, кто ее еще не читал.
«Суперновы с шампанским»
Морин Каллахан
«Простите. Позаботьтесь о моих собаках. Я вас люблю», — так звучала предсмертная записка легендарного дизайнера Александра МакКуина. Вместе с Кейт Мосс и Марком Джейкобсом он составлял главную троицу в мире моды 90-х и начала нулевых. Об их становлении, взлетах и падениях Морин Каллахан написала книгу, которая читается как бульварный роман, тем более что образы жизни персонажей соответствуют.
«Не жизнь, а сказка»
Алена Долецкая
Первый редактор русского Vogue, показавший постперестроечной России, что такое настоящая мода, откровенно и живо рассказывает о том, каким должен быть глянец, как вывела в свет Наталью Водянову, ругалась с Наоми Кэмпбелл и заставила Аллу Пугачеву изменить имидж для обложки. Кроме этого, множество личных переживаний, хотя бы одно из которых обязательно отзовется и в вас.
«The Luxury Strategy»
J.N.Kapferer, V.Bastien
«Стратегию индустрии роскоши» можно смело назвать настольной книгой байера. Эксперты в области моды и люкса Капферер и Бастьен смогли создать учебник, который полезен и магистру, и профессионалу. Уникальный мануал без долгих предисловий вводит новичков в контекст сферы, а опытным специалистам дает четкие инструкции по написанию бизнес-плана, формированию стоимости и ведению бренд-коммуникации.
Книгу можно даже порекомендовать тем, кто только раздумывает об открытии своего бизнеса, но не хочет тратиться на услуги консультантов. И правильно: вряд ли кто-то посоветует лучше, чем Капферер.
«Мужчина и женщина. Тело, мода, культура. СССР — оттепель»
Наталия Лебина
Хороших книжек российских авторов про российскую моду или ее историю очень мало — полки в книжных магазинах ломятся от «Уроков по стилю» и «Как найти свой образ»: все это чаще всего не заслуживает внимания, никак не помогает и даже не развлекает. Но книги историка Наталии Лебиной стоят особняком. Я бы особенно выделила «Мужчина и женщина. Тело, мода, культура. СССР — оттепель». По описанию может показаться, что это сложная для восприятия книга, написанная сухим академическим языком, на деле — увлекательнейшее путешествие в недавно существовавший мир, в котором мода тоже играла не последнюю роль. Как кино влияло на то, как выглядела советская женщина? Как могли наказывать за длинные волосы у мужчин? Как внешний вид регулировало государство? В общем, тут есть ответы на самые разные вопросы.
«Grace. Автобиография»
Грейс Коддингтон
Проблема с автобиографиями — особенно среди людей из модной индустрии — одна: все хотят казаться намного лучше, чем они есть. Поэтому судить о честности книги бывшего креативного директора Vogue USA и одного из самых известных стилистов на свете достаточно сложно. Но это однозначно интересная работа, которую можно проглотить буквально за один вечер. Тут и экскурс в историю, и известные для мировой истории моды имена, и личные откровения. Своей книгой Грейс как бы говорит: каким бы талантливым ты ни был, самое главное — сохранять в себе человека и с уважением относиться к людям, которые встречаются тебе на пути.
«Дом Versace»
Дебора Болл
Эта книга — о невероятном успехе, семье, таланте, падении, наркотиках и трагедии — настоящая Санта-Барбара. Основанная на интервью с друзьями, членами семьи, коллегами и приближенными Джанни Версаче, она рисует не только портрет человека, но и целой эпохи безудержного веселья. Дружба с моделями, знакомство с принцессой Дианой, конкуренция с Джорджо Армани — в общем, книга дает максимальное представление о том, какие крутые истории стоят за известнейшим логотипом с Медузой горгоной.
«Дресс-код. Голая правда о моде»
Мари Гринде Арнтцен
Если говорить о «моде с нуля», то можно начать с недавно вышедшей книги «Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен.
Мари — антрополог, социолог и фэшн-журналист из Норвегии. В книге она рассказывает о моде как о социальном явлении, влияющем на жизнь человека, и как о масштабной индустрии легкой промышленности со всеми ее проблемами условий труда, загрязнением окружающей среды и бесконечными скидками.
В книге нет глянцевых историй о подиуме и разработке коллекций, наоборот — показана изнанка, открывающая глаза на замкнутый круг потребления и производства одежды. Мари много говорит о психологии стиля и отвечает на вопрос «Почему мы хотим покупать?».
Люди, регулярно читающие Business of Fashion, вряд ли найдут что-то принципиально новое, скорее это краткая выжимка, актуальный взгляд на то, что происходит в индустрии. Когда я читала книгу, казалось, что Мари оформила в слова то, с чем мы сталкиваемся каждый день, видим в социальных сетях, интуитивно понимаем и обсуждаем пятничными вечерами.
«Portraits from the Studio and the Street» Ari Marcopoulos
Как и все стилисты, я много работаю с архивами. Удобно, что сейчас для этих целей можно использовать тот же Instagram, но держать в руках полноценные печатные издания просто приятнее. Есть такая категория книг, которые сейчас просто не найти в силу ограниченного тиража или их дистрибуции. Когда случается их переиздание, «библиотекарь» внутри меня ликует. Так случилось этой осенью, когда британское издательство IDEA, у которого можно найти книги и альбомы буквально на все случаи жизни, выпустило «Portraits from the Studio and the Street» — дополненное издание 1987 года. Это настоящий гид по стилю 1980-х глазами Ари Маркопулоса. Наряду со студийными фотографиями Игги Попа и Жан-Мишеля Баскии внутри — фото прохожих на улице, которые рассматривать так же интересно, как портреты Джеффа Кунса и Роя Лихтенштейна на соседних страницах. Прошло 30 лет с момента выхода первого издания, а нам в 2017 году все еще есть чему поучиться у этих модных ребят.
«Guide et codes de sacs Hermès»
Geneviève Fontan
Для начинающих коллекционеров и просто любителей винтажных сумок Hermès я бы порекомендовала книгу «Guide et codes de sacs Hermès» авторства Geneviève Fontan. В ней можно почерпнуть много полезной информации об истории сумок, кожи, фурнитуры, узнать, как эволюционировали те или иные модели. У этого же автора есть культовая книга про платки Hermès «Carrés dʼart».
Часто мы слышим, что в моде все уже было придумано и все только и делают, что подсматривают друг у друга, не создавая ничего нового. Для меня одним из исключений из этого правила всегда будет Кристобаль Баленсиага. Сложно рекомендовать конкретную книгу. Мне, например, очень нравится разглядывать детали нарядов в «Cristóbal Balenciaga» издательства Nerea. Рассматривая его творения, можно заметить, насколько он опережал свое время и насколько новаторски подходил к вопросам дизайна и творчества.