За 40 лет своего существования идея проверок с помощью тайных покупателей превратилась в целую индустрию с профильными агентствами и специальными IT-решениями. «Афиша Daily» вместе с аналитиком сервиса для найма тайных покупателей развенчивает мифы о профессии и дает советы начинающим.
Татьяна Ковель
Татьяна Ковель

Старший аналитик сервиса Bino CX

Кто пользуется услугами тайных покупателей?

Тайные проверки важны для сфер, где клиент решает, потратить ли ему деньги, исходя из впечатлений от сервиса. Помимо частых и банальных визитов в магазины или рестораны тайным покупателям (или, как их еще называют, шоперам) попадаются задания и поинтереснее. Например, проверить транспортную компанию, отправив через курьеров устройства, похожие на бомбы, или совершить сделку с покупкой квартиры — от подготовки документов до визита к нотариусу и отмены покупки. Во время таких заданий шопер должен не только сделать четкие фотографии и поставить галочки в приложении, но и проявить актерское мастерство.

Как стать тайным покупателем?

Первый шаг — регистрация на сайте агентства или сервиса. Начинать работать можно с 18 лет. Единственное требование к кандидату — наличие планшета или телефона. Порядок проверок и передачи отчетов давно автоматизирован. Как правило, только маленькие агентства с небольшим бюджетом не используют онлайн-порталы или приложения и предлагают отправлять анкеты таблицами по электронной почте. Если техника есть, то после регистрации на сайте агентства или сервиса вас ждет краткий курс обучения. Если его не было — это повод задуматься о компетентности работодателя.

Иногда тайных покупателей нанимают сами розничные сети. В таких случаях заданий мало, но стоимость каждого выше среднего. На количество влияют «периоды заморозки»: проверять одну локацию вы сможете не чаще одного раза в полгода.

Тайный покупатель — это всегда подработка, хобби, а не работа, за которую платят деньги каждый месяц. Но бывает, что агентства набирают сотрудников среди шоперов. Это помогает кандидату, знакомому с особенностями отрасли, быстрее влиться в процесс.

via GIPHY

Сколько получают тайные покупатели?

В городах-миллионниках можно заработать до 50 000 рублей в месяц, в городах поменьше — до 20 000. Вознаграждение за одну проверку варьируется от 120 рублей за 5–10 фотографий товаров в супермаркете до 10 000 рублей за проверку вагонов-ресторанов ночью в поездах дальнего следования. Чем сложнее задача и чем больше времени и усилий вам придется потратить, тем выше оплата.

Проверки хороших ресторанов, кинотеатров, отелей или салонов красоты, как правило, не оплачиваются: заказчик лишь компенсирует стоимость самой услуги. Такие задания можно выполнять ради экономии, но не для заработка. Случается, что отчеты отклоняют и не оплачивают. Это может произойти из-за несоблюдения инструкции по выполнению конкретного задания или по причине сильного отклонения от сценария. Инструкции всегда надо читать очень внимательно, даже если для вас это сотая проверка. Бывает, что тайного покупателя разоблачают. Даже если персонал спрашивает напрямую, покупатель должен сделать вид, что не понимает, о чем речь, потому что в противном случае оплату он не получит.

Как заработать больше?

Следите за техникой

Во время проверок часто нужно делать фотографии и аудиозаписи. Если телефон или планшет даст сбой, то и собранные файлы могут оказаться неподходящими для заказчика. Кроме того, вам понадобится много работать в мобильном приложении: читать инструкции перед визитом и заполнять анкету сразу после проверки.

Спланируйте маршрут

Например, три проверки до обеда и еще пара визитов после. Не пытайтесь сделать больше семи проверок за один день. Все смешается, и ваши анкеты станут одинаковыми. А это приведет к снижению рейтинга и сокращению числа заданий, которые вам будут назначать. Если вам повезет, то перемещение между точками вы сможете совместить с проверкой сервиса такси, а обед — с тестированием ресторана.

Выбирайте простые задания

Если проверки — ваш основной источник доходов, то выбирайте задания без сложных сценариев. Например, фотографирование выкладки товара или консультация по одежде без совершения контрольной закупки. Сложные сценарии (проверки автосалонов, отделов продаж недвижимости и т. п.) отнимают много времени, за которое вы можете сделать 2–3 простые проверки.