До «Каранавальной ночи» (1956) советские женщины носили невзрачные платья с широкими плечами и знать не знали, что Европа сходит с ума по Диору и его нью-луку. Но вот Людмила Гурченко появляется в фильме в нарядах, которые подчеркивают, а не прячут фигуру, и новая мода захватывает СССР.
Идет холодная война, тут и там шалят стиляги, а в каждом первом гардеробном шкафу — новейшее достижение легпрома, синтетическая немнущаяся ткань лавсан, да не простая, а в мелкий и пестрый цветок. Постепенно забывается нью-лук, и прежде объемные на бедрах юбки становятся приталенными.
Главная мечта — брюки клеш: виноват западный кинематограф и привезенные выездными журналы мод. Купить их можно только из-под полы, в отличие от первых джинсов советского производства, или пошить в ателье. Мини-юбки появляются в то же время, самый писк — из замши.
Пузырящиеся на ветру брюки «бананы», огромные полуспортивные синтетические куртки, джинсы-«мальвины» (никаких скинни еще нет, в одну штанину все еще могут влезть три ноги) — вот такая удалая и разноцветная мода. Было и исключение, отлично вписывающееся в общую картину, — яркие лосины.
У зеленого турецкого свитера много конкурентов за звание вещи десятилетия: борсетка, огромная кожанка, убойное мини и широченные плечи — но Boys были натурально у всех от мала до велика.
Джинсы с заниженной талией — общее место в российской и мировой массовой моде нулевых. В них можно представить и Пэрис Хилтон, и Викторию Бекхэм, и Наташу из второго подъезда. И хотя низкая посадка брюк всплывала и в 60-х, и в 70-х, повсеместное распространение пришлось именно на 2000-е.
Что из десятилетия mix&match останется в истории моды, сказать сложно. Сочетание платья с кроссовками? Торжество базового гардероба? Рекурсия и самоповторы из 60-х, 70-х и 90-х? Переосмысление спорта? Мы вспомнили только одну вещь, которая, кажется, есть у всех, — худи или толстовка.
В «Товарном словаре» — 90-томном иллюстрированном перечне товаров народного потребления, производившихся в СССР, — была изображена разнообразная обувь, которой и в помине не было в магазинах. Оседала она в двухсотой спецсекции открытого в 1953 году ГУМа, а для народа оставалась дефицитом.
Общая демократизация костюма повысила каблук — из послевоенного kitten heel он вырастает в уверенные 6–8 см. Круглый носок сужается, и наивные сандалии на перемычке превращаются практически в современные лодочки.
Чехословакия, Польша, Венгрия, Югославия, Прибалтика — главные поставщики импортных вещей и обуви. Самые популярные модели — сабо, модельные туфли на деревянном каблуке или такой же танкетке. Но главное — сапоги-чулки. Обуви такой высоты раньше не было в принципе.
На Олимпиаде-80 советские спортсмены выступали в экипировке adidas — лучшую рекламу марке представить невозможно. Настоящие фирменные кеды с трилистником и полосками немедленно начали подделывать — бум, если подумать, не закончился до сих пор.
Обувь, которая с высоты 2017 года кажется смехотворными уродцами, однозначно не была самой модной (с конца 70-х это кроссовки, и подвинуть их до сих пор мало чему удалось), но наравне с пластиковыми туфлями-мыльницами эти короткие демисезонные сапоги остались узнаваемой приметой времени.
Спортивный костюм и кроссовки — маст-хэвы декады, которые носили и вместе, и отдельно, но обязательно на выход. Обязательный элемент — узнаваемый логотип. У adidas — трилистник на пятке и три полоски сбоку, у менее популярных чешских Botas — название на зубчатом боку.
А точнее модель Daffodil Christian Louboutin и ее бюджетные вариации. Туфли называли «копытами» и «стриптизерскими», но популярности это не убавило. Попадание в топ обеспечивали открытый носок, лаковая кожа и сумасшедшая высота каблука.
Такого помешательства на редких малотиражных моделях, которыми раньше интересовались только сникергики, не было давно: теперь каждый третий может похвастаться тем, что отстоял очередь за хайповым коллабом, а если не стоял сам, то знает того, кто стоял.
И даже не завивка, а поход в салон красоты вообще. О достижениях косметологов и парикмахеров активно писала советская пресса, походы на маникюр и «продолжительную завивку» поощрялись государством, где женщины должны выглядеть молодо и красиво. Другое дело, что деньги на это были не у всех.
Вспомните прически в «Оттепели» и «Безумцах» — точно такие же эталонные башни вписали в историю красоты СССР 60-е. Независимо от длины волос (короткие все еще предпочтительнее) девушек укладывали на один манер — под леденец на палочке.
Среднестатистический максимум в косметичке — тушь и пудра, на головах — объемная и затейливая прическа бабетта, как у итальянской актрисы Софи Лорен.
Тушь «Ленинградская» в жирном, пахучем бруске, из которого ее нужно было вычерпывать микрорасческой для ресниц, — легенда. Серые кардиналы косметичек — лаки для ногтей Kiki, духи «Наташа», палетки теней Ruby Rose и тонны лака для волос, чтобы волосы были жестче проволоки.
Стоящая колом челка, химзавивка, активные тени и губы, обязательно подведенные темным карандашом, — так выглядели самые модные девчонки 90-х. И если завивку и даже челку все уже видели в 80-х, то ярко красить одновременно губы и глаза начали позже.
Отпуск на Черном море по путевке в восьмидесятых превратился в солярии и автозагар в нулевых — то, о чем наверняка жалеют все, кто тратил деньги и здоровье на походы за лоснящейся кожей цвета хорошо поджаренного поросенка.
В 2010-х тенденции распространяются молниеносно: Ким Кардашьян, на том конце планеты полюбившая контуринг, немедленно обзавелась армией последователей в России. Нехитрую науку у нас несут в массы расплодившиеся бьюти-блогеры, и от точеных скул и худого носа до сих пор не скрыться.
Война закончилась, платья высвободились из-под обязательных раньше бесформенных жакетов, дошло дело и до головных уборов. Появились и стали невероятно популярными half hats — сначала легкие шляпки, а затем и зимние шапки на половину головы, на которые в –30 было больно смотреть.
Прообраз ручной сумочки на короткой ручке, которую который сезон подряд восславляют Gucci. Ее расцвет будет в 70-х, но в СССР с такими ходят примерно все: размер как у листа бумаги А5, трапециевидная форма и однотонная негнущая кожа.
Эта мода закономерно родилась на фоне дефицита: у состоятельных граждан появляются дорогие и недоступные меховые шубы, и те, кто не может их себе позволить (почти все), обходятся хотя бы шапкой, как у Барбары Брыльска в «Иронии судьбы», и коротким полупальто.
Бытовые полиэтиленовые пакеты начали производить в 70-х, но не в СССР. Туда они попадали с моряками, иностранцами, пилотами, а в середине 80-х магазины и курорты стали производить свои. Популярны были пакеты легендарного магазина «Березка» и двухсторонний пакет с Боярским и Пугачевой.
Музыкальные часы на металлическом браслете идут вровень с бейсболкой USA California — они были у всех, причем другие логотипы в обоих категориях не котировались. Строго говоря, название Montana на часах могло быть написано десятком способов — и где они производились, до сих пор непонятно.
Маленькие сумочки были всегда, но такими крошечными, нарядными и общеупотребительными они стали в России только в нулевых. Идеальный комплект — что угодно: от мини-юбки и розового кроп-топа до вечернего платья.
Одно или несколько легких, еле заметных колец на верхнюю фалангу тоже не изобретение 2010-х, но именно в наше время эта мода ушла далеко в народ.