Предприниматель Эдуард Киценко основал компанию Podium и открыл первый магазин в Москве.
Новая сеть мультибрендовых магазинов открывается как более демократичная альтернатива дорогому и роскошному Podium Concept Store.
С Кузнецкого Моста уходит трехэтажный магазин с марками премиум-класса. Не просто переезжает, а закрывается навсегда.
У Podium Market уже 8 магазинов в России. Фейсбук сети атакуют большие и маленькие российские дизайнеры, отдавшие в «Подиум» вещи на реализацию, но так и не получившие выплат за проданный товар. Части марок деньги все-таки выплачивают. Остальные подают в суд.
С исками на 74,5 млн рублей (если не больше) сеть объявила о прекращении розничной торговли. Площадями и командой Podium Market заинтересовалась компания Reviva Holdings, развивающая в России универмаги Debenhams и Stockmann, но никакие сделки еще не заключены.
А теперь подробнее
В апреле 2017 года в фейсбуке одновременно появилось несколько обращений российских дизайнеров к ретейлеру Podium Market, который по несколько месяцев не выплачивал поставщикам деньги. Первой пост опубликовала дизайнер ювелирных украшений Дарья Величенко. К жалобе присоединились дизайнеры марок Che, Totti, Oh, My, Lu Kids, Lilangel, Forma Sport, Kokosina, Queensbee, Twitch, Wolf Empire, DNA, Denimes + Cobalt, Blondes & Brunettes, Sammy Icon, Brazgovka, Luch Design и других. Суммы задолженностей были разными — от 20 000 до нескольких миллионов рублей.
После запроса «Афиши Daily» 24 апреля 2017 года в пиар-службу Podium Market Дарье Величенко перечислили сумму долга целиком. Но так повезло единицам — с начала 2017 года к ООО «Подиум Маркет», по данным базы «Спарк», подали больше 40 исков на сумму 74,5 млн рублей.
С начала июня поставщики Podium Market начали получать сообщения о завершении розничной деятельности ООО «Подиум Маркет». В сообщении, которое разослала компания, говорится:
Что говорят дизайнеры-поставщики
Дарья Величенко, первый дизайнер, уличивший Podium Market в невыплатах: «Мне повезло, все задолженности я получила в тот же день, когда «Афиша Daily» начала расследование. Через 10 минут после разговора с журналистом мне на электронную почту пришли документы о закрытии задолженности, а на следующий день и сами деньги. После этого мне звонили представители Podium Market с просьбой убрать пост из фейсбука. К этому моменту его опубликовали многие крупные издания. Я попросила представителей Podium Market сначала предупредить СМИ, что пост исчезнет. Но они, конечно, никого предупреждать не стали. Пост остался видимым для моих друзей».
Анна Шлиенкова, бренд-менеджер Laplandia: «На нашей практике это первый случай подобных невыплат. Общая сумма задолженности — около 11 миллионов рублей. За полгода сотрудничества оборот нашей марки в магазинах Podium Market составил более 22-х миллионов рублей. При этом выплаты мы получали всего два раза: сначала 30 тысяч рублей, а потом еще 500 тысяч. Мы сотрудничаем с крупными европейскими универмагами и не сталкивались ни с чем подобным. В определенный момент у Podium Market начали меняться бренд-менеджеры, ответов на наши претензии не поступало. В итоге 3 мая состоялась встреча с коммерческим директором, но и тогда мы не услышали предложений по урегулированию задолженности. После этого мы приняли решение подать в суд, что и сделали. Первое судебное разбирательство прошло 29 мая, где Podium Market попросил отложить заседание, 26 июня состоится следующее. Больше с представителями сети мы не общались».
Почему все это произошло
Дарья Ядерная, бизнес-консультант и эксперт по фэшн-ретейлу: «Если говорить откровенно, ситуация для такого формата бизнеса была ожидаемой. Современная российская история такие примеры уже знает — например, обанкротившаяся сеть магазинов русских дизайнеров Perfetta.
Узкое место этой модели — работа на условиях реализации с дизайнерами без четкой ассортиментной матрицы и управления целевой аудиторией. При понятном и достаточно продуманном дизайне самого магазина — полное непонимание продукта и его номенклатуры, сочетаемости брендов и целевой аудитории. При работе со схемой реализации магазин редко (так было в случае «Подиум Маркета») отбирает коллекции под реализацию целиком, чаще поставщик сам определяет, что и в каком количестве готов предложить рознице. В результате масса поставщиков поставляют совершенно разнообразный (или, что еще хуже, очень схожий) ассортимент, что приводит к созданию каши в голове покупателя, когда он в магазин приходит. Это продажи не благодаря, а вопреки, скажем так.
Отсутствие внятной ассортиментной матрицы приводит к неэффективным продажам, когда большая часть уходит на распродажу, часть просто даже не попадает в зал и оседает на складах — и потом вновь попадает на распродажу, а часть товара репрезентована так, что в принципе не может быть продана. В итоге — большие расходы на инвентаризацию, затоваривание, утрату и порчу товара. Все это снижает не только привлекательность для поставщика (которых, впрочем, настолько привлекала идея бренда Podium Market, что они были готовы и не на это), но и маржинальность самого ретейлера. При этом, как я предполагаю, в определенный момент возник соблазн масштабироваться, используя недоплаченные поставщику средства как бесплатный кредит. Проще говоря, на эти деньги и открывались новые и новые магазины сети. Изначально это приводило к задержкам с выплатами, но выплаты все же были — из денег, которые задерживали уже следующей волне поставщиков. В какой-то момент этот снежный ком достиг такого уровня, когда долги стали опасно большими».
Что будет с Podium Market дальше
Деньги выплатят, но не быстро, активы разойдутся на продажу и на выплату долгов
Компания Reviva Holdings, которая владеет сетью Stockmann в России, ведет переговоры с Podium Market. Сделка еще не оформлена, о деталях можно только догадываться. Вероятно, холдинг присматривается к площадям и команде управленцев Podium Market. Продолжит ли компания вести розничную деятельность под брендом Podium Market или переведет площади на Stockmann, пока неизвестно.
Объясняет Дарья Ядерная: «Полагаю, что холдинг Reviva прежде всего претендует на площадки и договоры аренды ООО «Подиум Маркет» в удачных местах. Соответственно, будет произведен выкуп только части бизнеса, что будет с остальной частью — пока неясно. С позиции бизнеса покупать бренд на данном этапе не имеет смысла, так как имидж уже затронут, а лучшие активы уже забирает Reviva. Остальное, вероятно, обратить в ликвидность будет сложнее. А товарные запасы по-прежнему принадлежат поставщикам.
А что касается возврата денег: желающих их вернуть — очередь, и удовлетворять их иски будут в порядке приоритетности. Сначала заплатят аренду торговым центрам, потом — долги по зарплате, потом — крупные долги поставщикам. Шанс у дизайнеров есть, однако им потребуется очень много времени и сил. Я бы сказала, что у тех, чей долг менее 100 000 рублей, это займет годы. Технически суд примет все документы (если они есть и правильно оформлены, что тоже вопрос), потом вынесет решение в пользу дизайнера и выдаст тому исполнительный лист, по которому компания обязана заплатить. На практике ему надо будет ходить с судебным исполнителем конкретно по магазинам и стоять над кассой — и не один раз, а много-много раз. А время идет — плюс инфляция, а уж получить процент за то, что компания, по сути, незаконно пользовалась этими деньгами, будет почти нереально. С юридической точки зрения выиграть суд реально, а вот реально ли получить деньги — это более сложный вопрос».