Хотя косметикой люди пользуются уже 4000 лет, современная косметичка сложилась практически за век. Компактная пудра, помада в стике, классическая тушь — все это придумали для первых феминисток, актрис немого кино и свингующих шестидесятниц. Все и не упомнишь, но вот главные изобретения человечества, без которых сложно представить себе 2017 год.
С чего все начиналось
Базовые предметы макияжа — тушь, помада, румяна и пудра — в том или ином виде существовали всегда. А вот первые бренды появились только в XIX веке. Спрос обеспечивали артисты театра и сообщество маргиналов, которые позволяли себе носить вызывающий макияж. Хотя тушью, румянами, пудрой и духами пользовались практически все — но тайком.
Первому в мире косметическому бренду — Rimmel — скоро исполнится 200 лет. Его основал 14-летний Юджин Риммель, продававший такие странные вещи как, например, туалетный уксус.
Из угля и вазелина Юджин получил первую в мире тушь для ресниц, которую активно рекламировал в газетах того времени. По слухам, ее покупала даже королева Виктория.
Первые известные нам компактные румяна придумали в Bourjois. Они до сих пор существуют в почти неизменном виде и продаются в любом магазине косметики.
Эпоха черно-белого кино
С появлением первых звезд кино краситься стало не просто нормально, а дико модно. Губки бантиком, брови ниточкой, густо накрашенные ресницы — униформа типичной девушки-флэппера, светлого будущего Америки 1920-х. Отсюда — чуть ли не ежегодные релизы все новых косметических средств, появление брендов-гигантов и огромных универмагов, где можно было купить все для макияжа в стиле первой it-girl Клары Боу.
Сеть универмагов Sears начинает продавать компактную пудру в серебристой коробочке с пуховкой. Заказать новинку можно было по каталогу Sears всего за 19 центов.
Привычная нам помада в стике — относительно новое изобретение. Носить ее с собой женщинам пришлось с развитием феминизма: красные губы стали одним из его символов, а поправлять такой цвет приходится часто. Первые стики поднимал небольшой рычажок на боку контейнера.
По заданию кинорежиссера Дэвида Гриффита работавшие на съемочной площадке фильма «Нетерпимость» собрали из парика первые накладные ресницы. Всего за 10 лет они разошлись по всему Голливуду, а с подачи Твигги в 1966 году — и по всему миру.
Появляется знаменитая тушь-плевательница: брусочек черного цвета, с которого продукт набирали щеточкой. Изобретение было несовершенно — одна из покупательниц даже лишилась зрения.
Житель Нэшвилла Джеймс Мейсон-младший запатентовал систему, которая позволяла выкручивать помаду вверх. Именно ей мы пользуемся прямо сейчас.
Chanel стал первым модным домом, запустившим собственную марку косметики. Цены начинались от $50 за полпинты одеколона (234 мл).
Прабабушка обычного пузырька с лаком для ногтей была пудрой, которой посыпали ногти и втирали в их поверхность кусочком замши, чтобы придать им здоровый вид.
Специально для голливудских див Макс Фактор придумал блеск для губ. Уж больно эффектно он смотрелся на экране.
Прообразом современного лака для ногтей стала автомобильная эмаль. Формулу на ее основе придумала Мишель Менар, а первым дистрибьютором стал Чарлз Ревсон — основатель Revlon. Он лично бегал по салонам красоты и красил ногти во все оттенки красного, чтобы продемонстрировать продукт в деле.
Хелена Винтерштейн-Камберски засунула тушь для ресниц в тюбик и сделала ее водостойкой. Щеточку, правда, она почему-то оставила снаружи. Тушь все еще продается на официальном сайте ее марки La Bella Nussy и стоит каких-то €9,80.
Эсте Лаудер первой предложила давать покупателям небольшой подарок — например, набор миниатюр. Это позволяло попробовать дорогой крем, не покупая огромную банку, да и вообще было довольно приятно.
Появление цветного кино и телевидения
С появлением в 1950-х сначала черно-белого — а потом и цветного — телевидения и кино мир становится разноцветным. Одри Хепберн, Люсиль Болл, Твигги, Мэри Тайлер Мур — женщины послевоенного времени могли позволить себе быть смешными и дерзкими, а значит, не должны были придерживаться традиционного монохромного макияжа. Красную помаду сменяет бежевая, перламутровая и розовая, а потом и вовсе оттесняет на задний план яркий макияж глаз. В это же время появляются первые наборы теней — до этого каждый цвет приходилось покупать отдельно.
Красная помада внезапно попадает в опалу: ее объявили атрибутом женщин легкого поведения. Компания под названием Gala отреагировала на это всеми оттенками розового. Особой популярностью пользовались светлые перламутровые оттенки, которые сейчас мы ассоциируем с 1960-ми и движением модов.
Только сейчас человечество додумалось до консилера: концентрированного тонального средства, которое маскирует недостатки кожи точечно. От рекламы новинок теперь не скрыться даже в кинотеатре — найдут и расскажут все с экрана.
Появляется цветная тушь: зеленая и фиолетовая.
С модой на загар появляются средства для его имитации. Например, бронзер — компактная пудра цвета молочного шоколада, которую наносят на скулы, переносицу и лоб вместо солнечных ванн.
Марка Clinique открыла первый в мире интернет-магазин косметики. Спасибо им за это.
Появляются первые гибриды макияжа и уходовой косметики — увлажняющие праймеры, тональные кремы с солнцезащитой и другие многостаночники.
В Южной Корее придумали кушон — сложную систему губок, которая помогает нанести тональное средство на лицо, не притрагиваясь к нему. Заодно сюда добавили защиту от солнца и зеркальце, чтобы вы носили крем с собой буквально везде.
Впервые лицом декоративной косметики стал мужчина — CoverGirl наняли бьюти-блогера Джеймса Чарлза демонстрировать новую тушь. С тех пор амбассадорами-мужчинами успели обзавестись Maybelline, Rimmel и MAC.