Тело
Косметические процедуры, массажи, маникюр и педикюр — в Скандинавии все это относится к роскоши. Уход за собой стоит очень дорого, и не каждая девушка может себе это позволить. Например, хорошо постричь и покрасить длинные волосы обойдется в 150 евро. Парни к выбору мастера относятся проще. Для них сходить к арабам за 10–20 евро — обычное дело.
У шведов масса других способов заботиться о себе. Например, они любят сауну, из которой прямиком ныряют в море. Вне зависимости от времени года процедура стандартная: сначала нужно посидеть в парилке 10–15 минут, затем прыгнуть в ледяную воду и снова вернуться в баню. Повторять можно, пока не иссякнут силы. Пяти-шести кругов вполне достаточно для одного похода в подобную купальню. Заядлые банщики парятся хотя бы раз в неделю. Кто-то заезжает в сауну утром перед работой, чтобы взбодриться, а кто-то — на выходных. Глядя на шведов, прыгающих в ледяное Балтийское море, понимаешь, почему они так редко болеют.
Еще здесь много ездят на велосипедах — круглый год и в любую погоду. Велосипед в Скандинавии не дань моде, а бытовая вещь первой необходимости. У многих в гардеробе есть дождевик и резиновые сапоги на случай плохой погоды. А девушки давно научились ездить на каблуках и в узких юбках.
В целом скандинавы — спортивные люди. Кому-то ближе активный образ жизни, походы и экстремальные виды спорта. Есть приверженцы slow living — длинных прогулок по лесам и уединения с природой. А еще они медленнее стареют. В Швеции, например, нередко можно встретить 35–40-летних, которые выглядят на 25.
Косметика
Наличие дома жидкого мыла La Bruket с лемонграссом — возможность сделать обычную процедуру мытья рук чуть более особенной. Датчане бы сказали, что это hyggeligt.
Особенность молодой марки из Копенгагена Nuori в том, что хранить средства можно только определенное короткое время (не больше 6 месяцев). Только так формула продукта остается максимально действенной.
Шведская марка Make Up Store регулярно выпускает коллекции с продуктами самых смелых оттенков.
Начать знакомство с популярным шведским экобрендом Estelle & Thild стоит с глубоко очищающей детокс-маски.
Idun Minerals — бюджетные и при этом качественные экологичные средства. Тональный крем Norrsken очень хорошо выравнивает цвет кожи, у него широкая палитра оттенков, и выбрать свой тон совсем несложно.
Подводка для глаз Face Stockholm в оттенке Freedom просит не бояться краситься яркими цветами. Что уж говорить о голубой помаде.
Покупать помаду Kjær Weis в бумажной коробке, а потом вставлять ее в старый флакон кажется немного странным. Но будущее для ответственных потребителей уже наступило, и оно вот такое.
Скандинавы очень активно развивают направление экокосметики. Неугомонные датчане постоянно ищут способ придумать безвредную для природы упаковку. Так появились Kjær Weis и Nuori — марки, которые предлагают повторно использовать старые флаконы, наполняя их свежими средствами. Кстати, экокосметика в Скандинавии существует в разных ценовых сегментах, при этом качество средств остается высоким.
Как бы сильно шведские девушки ни любили естественный макияж, они позволяют себе яркие эксперименты. Тягу к самовыражению поддерживают крупные местные бренды: Face Stockholm и Make Up Store, которые регулярно выпускают продукты сумасшедших оттенков. Если окажетесь в Швеции, зайдите в аптеку. Там продаются многие интересные бренды, не представленные в России. А вот известные сетевые марки — например, шведский Oriflame — не пользуются большой популярностью. О них не рассказывает ни один бьюти-блогер, да и в целом сетевой маркетинг считается моветоном.
Мода
Кюлоты задержались в скандинавской моде на несколько сезонов, но здесь никто не против. Они отлично маскируются под офисный наряд, удобны для передвижения на велосипеде и уместны на любой вечеринке. К тому же здесь их носят в любое время года.
Скандинавы не стесняются носить яркую и необычную обувь каждый день — на работу, в детский сад за ребенком, в магазин. Ведь бытовые дела куда приятнее осуществлять в сапогах, усыпанных блестками, Stine Goya.
Только ленивый скандинавский блогер еще не купил себе вещь из линейки с этим зеленым паттерном Ganni. На сайте осталась всего пара платьев и аксессуары, так что еще можно успеть примкнуть к рядам нордических стиляг.
Иметь в гардеробе хоть что-нибудь из коллекции датской марки By Malene Birger приятно. Даже если это крохотная сумка.
Иногда скандинавы бросаются из крайности в крайность. Это касается и отношения к моде. С одной стороны, они жуткие консюмеристы и всеми силами стараются заманить весь мир в потребительскую секту, которая заполняет шкафы вещами &Other Stories, Cos, Vero Moda, Monki, Only и H&M. Более продвинутые модники выбирают солидные бренды: Henrik Vibskov, Mads Nørgaard, Ganni, Stine Goya, By Malene Birger, Rodebjer.
С другой стороны, жители северных стран трепетно относятся к природе и стараются внести свой вклад в улучшение экологической ситуации. Направление sustainable fashion для жителей Cеверной Европы не тренд, а сознательный выбор. Обмен одеждой с друзьями, ремонт старых вещей вместо покупки новых, поход в секонд-хенд… Верх лояльности — приобретение вещей sustainable-марок: будь то джинсы Nudie Jeans, свадебное платье экофрендли-бренда Leila Hafzi или вещи Filippa K.
Шведы не такие заядлые минималисты и любители черно-белого, какими их принято считать. Столичные жители обожают безумные сочетания цветов и фактур. Увидеть девушку в меховой шубе и платье поверх джинсов здесь обычное дело.
Дом
Датский бренд с финским названием Muuto осчастливил минималистичной и функциональной мебелью миллион домов и офисов.
Ваза с рельефами Lyngby Porcelæn в Дании воспринимается как что-то святое. Без шуток, это своеобразная икона датского дизайна.
Создатели бренда Menu при помощи своих продуктов хотят сделать мир более красивым и менее сложным. Видимо, получается: компания известна во всем мире, и список ее ретейлеров в разных странах безостановочно растет.
Диван (здесь — Normann Copenhagen) — чуть ли не главный предмет мебели в скандинавских квартирах. Он должен быть максимально стильным и суперудобным для вечернего зависания перед Netflix с кисло-сладкими резиновыми конфетами.
В 2016 году весь мир обсуждал феномен хюгге — умение датчан создавать уют и находить радость в мелочах. Стиль жизни, который в Дании считается абсолютно естественным, в мире восприняли как нечто неординарное. Шведы решили не отставать и стали продвигать принцип lagom. В переводе на русский язык это означает «спокойный, умеренный». Жители Швеции славятся размеренным темпом жизни и способностью ко всему относиться спокойно, и это слово емко описывает их тягу к расслабленности. Пока датчане расставляют по дому десяток свечей, чтобы сделать его уютнее, шведы просто наслаждаются жизнью, потому что им и без свечей хорошо.
Хотя шведы, безусловно, любят черно-белое и простые вещи, при обустройстве своих домов они чаще отдают предпочтение эклектике и стилю кантри. В шведских домах часто встречается разноцветная мебель и предметы декора оттенка «вырви глаз». Разные текстуры, обилие подушек в пестрых наволочках, украшения и иллюстрации на стенах, множество комнатных растений, смесь разношерстных стульев и табуретов в столовой — все это найдется в обычной шведской квартире. Шведы мастерски комбинируют несочетаемые предметы. Они любят ходить по блошиным рынкам и дворовым распродажам. Покупка посуды с рук не считается постыдной, а охота за интересными предметами мебели на местном «Авито» и вовсе серьезное увлечение.
Еда
В Скандинавии легко быть веганом, вегетарианцем или сыроедом: спирулину, миндальное молоко, безлактозные и безглютеновые продукты продают в каждом супермаркете. Шведы тщательно подходят к выбору пищи и охотнее потратят деньги на овощи с пометкой «эко», чем сэкономят и приобретут продукцию неизвестного происхождения. Это влияет и на самочувствие, внешний вид и качество жизни жителей нордических стран. Правда, датчане очень любят пиво, а шведы выпивают в среднем по 6 чашек кофе в день, что снижает эффект здорового питания.
Далеко не в каждой местной семье считается, что завтрак — всему голова. Датчане часто с утра ограничиваются кофе и бананом, а на обед едят бутерброды. Активные фанаты ЗОЖ берут на работу ланч-боксы с запеченными овощами и кускусом или покупают на обед салат из свежих капустных листьев, оливок, сушеных помидоров и сыра фета. Шведы обожают фалафель, тако и вок, а заказать вечером take away — святое дело. Здесь очень любят жевательные конфеты. Кисло-сладкие змейки и прочие резиновые лакомства шведским детям выдаются строго в выходной день — по традиции lördagsgodis («субботние конфеты»). Взрослые шведы закупают тянучки и гамми-мишек для вечернего просмотра Netflix практически через день.
Развлечения
В свободное время все смотрят норвежский сериал «Skam». Подростки обожают его за откровенное обсуждение актуальных для них тем: первый секс, гомосексуальная любовь, межкультурные взаимоотношения и расизм, становление личности. Остальные любят «Skam» за возможность поностальгировать о школе и взахлеб обсуждают новые эпизоды с коллегами. А после того, как героиня Нура во втором сезоне появилась с яркой помадой на губах, в магазинах косметики стали собираться очереди подростков, желающих купить что-нибудь похожего оттенка.
Социальные сети
Шведы любят Snapchat, хотя чаще всего снэпы делают все же подростки. Фейсбук тоже популярен, но исключительно для личного использования. Добавить в друзья для обсуждения рабочих вопросов не комильфо. Пишите на рабочую почту и будьте осторожны со смайликами. Для общения с коллегами или потенциальными партнерами используется LinkedIn. В инстаграме все неоднозначно. Многие профили закрыты, потому что шведы не любят выставлять свою жизнь напоказ. При этом они активно следят за чужой жизнедеятельностью и щедры на лайки. Шведские бабушки любят заводить инстаграм, чтобы выставлять фотографии с семейных праздников, подсматривать за взрослыми внуками и оставлять неловкие комментарии под их фотографиями с субботних вечеринок.
Еще здесь очень модно вести блоги. Тот самый письменный формат, который в остальном мире вымер несколько лет назад, здесь на гребне волны. Популярнее всего лайфстайл-блоги, причем это может быть и беззаботная страница ухоженного шведского парня, где он выставляет фото с друзьями и кадры из пресс-туров, и блог датской девушки 30–35 лет, построившей бренд на своем имени и сотрудничающей с солидными компаниями.
В Северной Европе очень развиты подкасты, которые зарабатывают неплохие деньги на нативной рекламе. Шведы особенно любят рассуждать про отношения, секс, феминизм, семейную жизнь, материнство и отцовство. Они не стесняются откровенно обсуждать подробности из своей личной жизни — за это их и любят.