Дизайнер и основатель модного дома Seredin Paris
Как парижский кутюрье стал лучшим другом российских артистов
«У компании LVMH есть позиция селект-стилиста, который отбирает молодые марки для сотрудничества. Я прошел через эту мясорубку, и звали ее Мартин Секретен.
В конце 1990-х вместе с дизайнером Сергеем Васильевым мы создали бренд Seredin & Vasiliev и повезли его в Париж. После второго показа Парижский синдикат высокой моды дал марке статус кутюрной. Нас сразу пригласили на собеседование в LVMH. Мы взяли с собой огромный чемодан с фотографиями и платьями и долго показывали все это Мартин. После беседы она сняла с наших материалов копии, и в следующем сезоне я увидел несколько своих идей в осенне-зимней коллекции Dior. В те времена у нас не было денег на визажистов, поэтому брови и ресницы мы вырезали из бархата — то же самое сделали и DiorМакияж с показа Christian Dior осень-зима 2001.
Потом нас попросили сделать эскизы для Céline, Chanel. В эйфории от возможности поработать с LVMH люди дарят наброски, ткани и лекала, а огромный конгломерат этим пользуется, выбрасывая людей на помойку.
В 2007 году я решил снова работать на себя. Поехал в Индию, закупил вышивки и ткани. Вернулся в Москву — и вдруг посыпались предложения. Я тут же согласился участвовать в шоу «Ты — суперстар» на канале НТВ, и все мои идеи для собственной коллекции воплотились в итоге в костюмах для передачи. Я тогда себя спросил, хочу ли я вкладывать дикие деньги и делать четыре коллекции в год в Париже или могу остаться работать в Москве. Когда я занимался шоу, у меня была новая коллекция из 12 платьев каждый четверг. Чем это хуже показов? Оглядываясь назад, я понимаю, что сделал правильный выбор. Теперь мои друзья — артисты».
Как поступают заказы на концертные костюмы
«Когда артист говорит мне, что он давно не делал ничего нового, я понимаю: это запрос на новое шоу. Мы собираемся вместе с ним и режиссером шоу (обычно Владимир работает с режиссером Хуаном Ларрой. — Прим. ред.), выстраиваем порядок песен и драматургию, закладываем время на переодевания. Очень важно, как костюм работает с декорациями, светом, графикой и всем остальным, что происходит на сцене. Артист может начать шоу с красной строки, с восклицательного знака, а может, наоборот, закончить лучшей песней и лучшим нарядом. Когда я придумываю наряд, я даже не дослушиваю песни до конца, чтобы не вникать в смысл глубоко, а поймать чистую эмоцию. Иногда это юмор и китч, а иногда достаточно шифона и ветродуя».
Откуда берутся материалы для костюмов
«Иногда вышивку, ткани и фурнитуру мы заказываем в Китае. Вы не знаете настоящий Китай. В России он ассоциируется с дешевым ширпотребом плохого качества, а там есть и фантастическое ручное производство, где заказывают вышивку Marni, Prada и GivenchyВышивка на свитшоте Givenchy. Для одного только шоу Николая Баскова я привез оттуда около тонны фурнитуры и тканей. Выбор поражает воображение, он намного больше, чем в Италии. Еще я люблю ездить за всем необходимым в Индию.
Сейчас у меня большая студия и 15 сотрудников. Иногда приходится отдавать задания на аутсорс в пошивочные цеха — этому меня научила работа во Франции. В 2009 году для «Евровидения» в Москве за две недели моей команде нужно было сделать все — от костюмов для всех артистов до мерчендайзинга. Конечно, в таких случаях приходится привлекать людей.
Я, конечно, слежу за модой. Люблю Delpozo — это невероятной красоты простые вещи, недосказанные, легкие. Я бы так не смог, я не умею себя вовремя остановить. Мне нравится Dries Van Noten: принты, вышивка, концепция. Чудовищно не нравятся Dolce & Gabbana».
Каково это — работать с российскими артистами
«Эдита Станиславовна Пьеха однажды сказала мне: «Одевай песню, а не исполнителя». Нужно создать образ, фантом, который будет гипнотизировать зрителя. В жизни артисты сомневаются, и эти сомнения очень человеческие: «Будет ли мне комфортно? Мне точно пойдет этот цвет?» Я просто беру тайм-аут и жду, когда артист сам озвучит мое предложение — у меня нет цели доминировать, я всеми руками за творчество.
Ричард Аведон однажды сказал «Все, что я делаю сегодня, будет нужным только один день. А потом полетит в помойку». Так и есть. Недавно Ирина Аллегрова вернула «Шальную императрицу» в репертуар концертов. Попросила нашить тряпочку поверх готового смокинга. Я не послушал и сделал мантию из черного и красного шифона. Ирина пришла в студию: «Мне же нужна была тряпочка и орден». Мантия улетела в помойку. Я не настаивал».
О Николае Баскове
«Недавно мы ездили в тур с Николаем Басковым: Германия, Прибалтика — больше 20 городов. Я так устал физически в два часа ночи приезжать в отель, начинать готовиться к следующему концерту. Моя работа — организовать пространство за сценой: собрать костюмеров, визажистов, проследить за готовностью париков, костюмов, макияжа. Артистам со мной комфортно, потому что я стараюсь взять на себя много рутинных вещей.
Три года назад Николай позвал меня на съемки клипа в Исландии. Я не мог позволить ему появиться в стразах и перьях среди карликовых ив и мха. Мы выбрали более земные костюмы — камзолы и пиджаки спокойных оттенков. Николай сопротивлялся, говорил: «Это же буду не я». А как красиво вышло! Клип даже назвали лучшим клипом в 2015 году».
О концертном костюме в России
«Олег Попов говорил, что ты звезда, если тебя узнают по тени. Ирину Аллегрову, Аллу Борисовну можно узнать, что бы они ни делали. Многие молодые артисты не придают значения поиску своей личности. Им нужно прямо сейчас что-то модное и яркое. И вот они носятся со своими штампами: прозрачное платьице Zuhair Murad с бисером, либо платье с поясом и пышной юбочкой. Это нейтрализует личность. Разве при фантастическом голосе они хотят быть похожими на обычных людей? Посмотрите на Валерия Яковлевича Леонтьева — он все время экспериментирует.
Однажды я делал костюмы для Софии Ротару — ее в принципе не заставить сменить образ. Попросил примерить сари. София Михайловна посмотрела на меня круглыми глазами и спросила, что она будет в этом делать. Пришлось показать ей движения руками. Мы все примерили, она попробовала двигаться — в итоге попросила и сари, и тики, и бинди, и кольцо в нос с цепочкой до уха. Оставили только сари.
По молодости я мог неделями вышивать подол платья для Людмилы Марковны Гурченко. Великая женщина достойна идеальной вышивкиПлатье Владимира Середина для Людмилы Гурченко, натурального меха и лучших материалов. Я вкладывался во все сам, забывал про бюджет».
О мотивации
«Когда я создаю наряды, у меня нет мотивации «чтоб все сдохли». Однажды я завтракал в «Кофемании», а за соседним столом сидела известный российский модельер. Она громко рассказывала про свою новую коллекцию со словами, что «все сдохнут, когда увидят». Мне такого не надо. Пусть все радуются и летают. Пусть у всех участников концерта — и артиста, и зрителя — вырастут крылышки, и их отпустит тяжесть бытия».