Скандал с Podium Market показал, что отдавать товар на реализацию в крупный магазин для начинающего дизайнера равносильно самоубийству. Для малого бизнеса невыплаченные 100 000 р. означают отсутствие следующей коллекции. Как поступать в случае задержек, рассказывают дизайнеры и юрист.

С чего все началось

Несколько московских дизайнеров подняли в фейсбуке тему невыплат со стороны сети магазинов Podium Market, куда они отдавали на реализацию свой товар. Первой в фейсбуке написала дизайнер ювелирных украшений Дарья Величенко, которая ждала ответа от Podium Market в течение четырех месяцев. На ее пост ответила другой российский дизайнер Анастасия Чернобаева со своей маркой Che. Жалобы дизайнеров оказались идентичными: Podium Market не выплачивал маркам деньги за реализованный товар на протяжении долгого времени.

После запроса «Афиши Daily» в пиар-службу Podium Market Дарье Величенко перечислили сумму долга целиком. Остальным дизайнерам ничего не выплатили. Коммерческий директор сети магазинов Podium Market Илона Кузьмина прокомментировала ситуацию так: «В рамках работы по договорам комиссии у нас предусмотрена система отсрочки платежей. С каждым поставщиком мы отдельно согласовываем условия сотрудничества и сроки оплат. Мы находимся в постоянном контакте со всеми нашими партнерами, и все обязательства перед ними будут выполнены в полном объеме. Нет никаких оснований для беспокойства».

Что случилось потом

После новости в редакцию «Афиши Daily» начали обращаться дизайнеры, которые тоже попали в подобную ситуацию. Среди них оказались марки Totti, Oh, my, Lu Kids, Lilangel и Forma Sport, Kokosina, Queensbee, Twitch, Wolf Empire, DNA, Denimes + Cobalt, Blondes & Brunettes, Sammy Icon, Brazgovka, Luch Design. Самая большая сумма задолженности со стороны Podium Market оказалась у марки Oh, my Сергея Ковеленова — 1 641 868 рублей 50 копеек. После полугода сотрудничества компания начала задерживать выплаты, а потом остановила их совсем. Марка Oh, my планирует подавать на Podium Market в суд и требовать выплат в ближайшее время. В комментариях к посту Сергея все новые и новые дизайнеры пишут об аналогичной ситуации с Podium Market.

Как отреагировал Podium Market

27 апреля на официальной странице Podium Market в фейсбуке появился ответ на недовольства дизайнеров.

Что делать дизайнерам

Николай Коваленко
Владелец юридической компании Legal Mill

«Ни один серьезный бизнес не работает по устной договоренности, особенно сетевой. Поэтому важно заключать письменный договор и указывать ключевые условия поставки, оплаты и возврата товаров. Если дизайнеру предложили устную договоренность, то это первый сигнал того, что проблемы с получением оплаты у него наверняка возникнут. Если предложили типовую форму договора, которая его не устраивает, то нужно вносить корректировки или настаивать на собственном договоре.

Безусловно, в любом бизнесе могут случиться просрочки в оплате и другие сложности. Это нормально. Однако совершенно нормальной является и подача досудебной претензии при наличии просрочки в получении денег и искового заявления в суд впоследствии. Не нужно этого стесняться. Подобная «скромность» в итоге ведет к потере денег. Если должник вовремя среагирует на претензию, то оплата поступит и стороны забудут об инциденте. Если претензия не поможет, то поможет иск и взыскание по исполнительному листу.

Молодым дизайнерам совет простой — не ждите оплаты по своим договорам с просрочкой более двух месяцев и сразу же обращайтесь за юридической помощью. Тем более сейчас она совсем не дорогая. А судебные издержки в итоге можно взыскать с ответчика в полном объеме. Главное — вовремя начать. У нас в компании начало юридической защиты клиента с направлением претензии через 2 месяца просрочки называется «правилом 61-го дня». Срок условный, но это работает.

У ООО «Подиум Маркет» в настоящее время 19 текущих исполнительных производств на общую сумму около 100 000 рублей (это незначительная сумма еще не взысканных долгов по исполнительным листам, находящихся в работе у судебных приставов) и 13 закрытых исполнительных производств на сумму более 64 000 000 рублей (это взысканные приставами долги), а также зафиксировано обращение в арбитражный суд с заявлением на признание «Подиум Маркета» банкротом. Пусть каждый для себя решает, работать с таким контрагентом или нет.

И к вопросу о клевете (изданию The Village пресс-служба Podium Market заявила, что их юристы будут разбираться с фактом клеветы дизайнеров. — Прим.ред.). Контрагент не может подать в суд на клевету, потому что факт неоплаты по договору и публикация этой информации где-либо, включая социальные сети, не является ни клеветой, ни чем-то подобным. Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер; должны быть распространены; должны не соответствовать действительности. Главное, на что дизайнерам следует обратить внимание при публикации сведений о непорядочном должнике, — это наличие доказательств тех фактов (неоплаты, задолженностей, невыполненных обещаний, переговоров и т. д.), о которых он собирается распространиться в социальных сетях. В случае подачи иска от должника на ответчика будет возложена обязанность доказать, что распространяемые им сведения соответствуют действительности».