С чего все началось
Несколько московских дизайнеров подняли в фейсбуке тему невыплат со стороны сети магазинов Podium Market, куда они отдавали на реализацию свой товар. Первой в фейсбуке написала дизайнер ювелирных украшений Дарья Величенко, которая ждала ответа от Podium Market в течение четырех месяцев. На ее пост ответила другой российский дизайнер Анастасия Чернобаева со своей маркой Che. Жалобы дизайнеров оказались идентичными: Podium Market не выплачивал маркам деньги за реализованный товар на протяжении долгого времени.
После запроса «Афиши Daily» в пиар-службу Podium Market Дарье Величенко перечислили сумму долга целиком. Остальным дизайнерам ничего не выплатили. Коммерческий директор сети магазинов Podium Market Илона Кузьмина прокомментировала ситуацию так: «В рамках работы по договорам комиссии у нас предусмотрена система отсрочки платежей. С каждым поставщиком мы отдельно согласовываем условия сотрудничества и сроки оплат. Мы находимся в постоянном контакте со всеми нашими партнерами, и все обязательства перед ними будут выполнены в полном объеме. Нет никаких оснований для беспокойства».
Что случилось потом
После новости в редакцию «Афиши Daily» начали обращаться дизайнеры, которые тоже попали в подобную ситуацию. Среди них оказались марки Totti, Oh, my, Lu Kids, Lilangel и Forma Sport, Kokosina, Queensbee, Twitch, Wolf Empire, DNA, Denimes + Cobalt, Blondes & Brunettes, Sammy Icon, Brazgovka, Luch Design. Самая большая сумма задолженности со стороны Podium Market оказалась у марки Oh, my Сергея Ковеленова — 1 641 868 рублей 50 копеек. После полугода сотрудничества компания начала задерживать выплаты, а потом остановила их совсем. Марка Oh, my планирует подавать на Podium Market в суд и требовать выплат в ближайшее время. В комментариях к посту Сергея все новые и новые дизайнеры пишут об аналогичной ситуации с Podium Market.
Как отреагировал Podium Market
27 апреля на официальной странице Podium Market в фейсбуке появился ответ на недовольства дизайнеров.
Что делать дизайнерам
«Ни один серьезный бизнес не работает по устной договоренности, особенно сетевой. Поэтому важно заключать письменный договор и указывать ключевые условия поставки, оплаты и возврата товаров. Если дизайнеру предложили устную договоренность, то это первый сигнал того, что проблемы с получением оплаты у него наверняка возникнут. Если предложили типовую форму договора, которая его не устраивает, то нужно вносить корректировки или настаивать на собственном договоре.
Безусловно, в любом бизнесе могут случиться просрочки в оплате и другие сложности. Это нормально. Однако совершенно нормальной является и подача досудебной претензии при наличии просрочки в получении денег и искового заявления в суд впоследствии. Не нужно этого стесняться. Подобная «скромность» в итоге ведет к потере денег. Если должник вовремя среагирует на претензию, то оплата поступит и стороны забудут об инциденте. Если претензия не поможет, то поможет иск и взыскание по исполнительному листу.
Молодым дизайнерам совет простой — не ждите оплаты по своим договорам с просрочкой более двух месяцев и сразу же обращайтесь за юридической помощью. Тем более сейчас она совсем не дорогая. А судебные издержки в итоге можно взыскать с ответчика в полном объеме. Главное — вовремя начать. У нас в компании начало юридической защиты клиента с направлением претензии через 2 месяца просрочки называется «правилом 61-го дня». Срок условный, но это работает.
У ООО «Подиум Маркет» в настоящее время 19 текущих исполнительных производств на общую сумму около 100 000 рублей (это незначительная сумма еще не взысканных долгов по исполнительным листам, находящихся в работе у судебных приставов) и 13 закрытых исполнительных производств на сумму более 64 000 000 рублей (это взысканные приставами долги), а также зафиксировано обращение в арбитражный суд с заявлением на признание «Подиум Маркета» банкротом. Пусть каждый для себя решает, работать с таким контрагентом или нет.
И к вопросу о клевете (изданию The Village пресс-служба Podium Market заявила, что их юристы будут разбираться с фактом клеветы дизайнеров. — Прим.ред.). Контрагент не может подать в суд на клевету, потому что факт неоплаты по договору и публикация этой информации где-либо, включая социальные сети, не является ни клеветой, ни чем-то подобным. Решение об удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации выносится судом в случае установления совокупности трех условий: сведения должны носить порочащий характер; должны быть распространены; должны не соответствовать действительности. Главное, на что дизайнерам следует обратить внимание при публикации сведений о непорядочном должнике, — это наличие доказательств тех фактов (неоплаты, задолженностей, невыполненных обещаний, переговоров и т. д.), о которых он собирается распространиться в социальных сетях. В случае подачи иска от должника на ответчика будет возложена обязанность доказать, что распространяемые им сведения соответствуют действительности».