Реклама
Российские дизайнеры
Что происходит с брендом Asya Malbershtein: рассказывают обе стороны конфликта
24 апреля 2017 07:17
В середине апреля основательница петербургской марки Asya Malbershtein Анастасия Швачко заявила, что ее партнер Мария Слинькова обманом вывела Асю из состава учредителей марки и захватила совместный бизнес. Вика Лобанова поговорила с обеми сторонами конфликта.

За что мы любим Asya Malbershtein

История марки началась в 2008 году, когда собственная марка чего-нибудь, что можно продать на дружеской ярмарке выходного дня, была у каждого третьего. Начав с плотных, хорошо держащих форму кожаных рюкзаков, Ася Мальберштейн (она же Анастасия Швачко), ушла куда дальше коллег, давно свернувших производство или так и оставшихся на маркетах. Через несколько лет сумки Аси начали продаваться в московских магазинах, а затем и по всей стране. Оборот онлайн-магазина — основного источника покупателей и дохода — в 2016 году, по словам Швачко, составил около 20 млн рублей, и это притом, что не все изделия марки всегда в наличии, многие шьют на заказ от трех до десяти рабочих дней. Кроме сумок и аксессуаров марка давно производит полную женскую коллекцию, куда входит в том числе и верхняя одежда из кожи — материала, с которым в Asya Malbershtein работают лучше всего.

Хронология конфликта

В 2008 году дизайнер Анастасия Швачко основала в Петербурге марку Asya Malbershtein, назвав ее своим псевдонимом. Поначалу бренд выпускал добротные кожаные сумки и рюкзаки, но быстро вырос — настолько, что в 2010 году Анастасия потребовался займ для расширения бизнеса. Общие знакомые посоветовали обратиться к Марии Слиньковой, что Швачко и сделала. На некоторое время после выдачи займа под процент их общение прекратилось.

В 2012 году Мария Слинькова возобновила общение с Анастасией Швачко и предложила стать партнерами по бизнесу с равными долями так, чтобы Слинькова занималась коммерческой частью, пока Швачко отвечает за креативную. В итоге Мария получила должность генерального директора, а Анастасия — главного дизайнера.

В 2016 году Швачко начала разбираться в движении финансов внутри компании и выяснила, что часть магазинов-посредников переводит оплату не на расчетный счет, а напрямую Марии Слиньковой. Также, со слов Анастасии Швачко, курьерская компания «Балтийский курьер», доставившая за 2016 год заказы на 20 миллионов рублей, все операции с наличными якобы проводила без чека и переводила деньги напрямую Слиньковой. В конце года Анастасия Швачко уехала в отпуск, чтобы отдохнуть и начать разбирательство.

В апреле 2017 года в компанию пригласили юриста для независимой экспертизы. Личные аккаунты Швачко в соцсетях были взломаны, пароли сменены, одно из двух производств марки переехало, новый адрес в компании не разглашают. Во время переезда товары, остававшиеся в наличии на складе, продавали со скидкой 20%.

Что говорят участники конфликта

Мария Слинькова, по словам ее представителя, «вынуждена скрываться из-за угроз со стороны Швачко», поэтому комментариев не дает. По телефону онлайн-магазина секретарь Дмитрий Астафьев сообщил «Афише», что в офисе марки проводится «правовая проверка», а сама компания «функционирует в нормальном режиме, магазин работает». Недавно введенный Марией Слиньковой в штат компании антикризисный специалист, попросивший не указывать его имя, уверяет, что «у марки скоро выйдет летняя коллекция и вообще все хорошо». Официальные комментарии от лица компании дает только юрист Владимир Андреев, который консультирует Asya Malbershtein в сложившейся ситуации.

Как избежать подобных ситуаций

Комментарии независимого юриста

«Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо заранее продумать защиту себя как учредителя бизнеса. Есть несколько методов: заключение партнерского соглашения между учредителями бизнеса — корпоративного договора, установление ограничения по внесению изменений в налоговом органе и самый действенный метод — организовывать бизнес самостоятельно без привлечения подружек, родственников и прочих лиц, которые на равных с создателем бизнеса будут претендовать как на право управлять этим бизнесом, так и на финансовый результат», — объясняет руководитель группы аутсорсинговых компаний «Президент» Ирина Эрдман. «Таких случаев, как у Аси, на моей практике, к сожалению, немало, и вернуть все обратно получается не всегда. Сил и времени занимает этот процесс слишком много — бизнес за период борьбы умирает, что, скорее всего, произойдет сейчас и с брендом Аси, как ни прискорбно об этом думать. Я бы посоветовала Асе не отказываться от уже поданных в правоохранительные органы заявлений, привлечь грамотных юристов и, передав все в руки своих представителей, направить силы на организацию нового бренда».

Заключите корпоративный договор

Нормы, регулирующие порядок заключения и применения корпоративного договора в бизнесе, были установлены в статье 67 Гражданского кодекса РФ совсем недавно. При корпоративном договоре учредители бизнеса обсуждают и договариваются о конкретных действиях друг друга, о полномочиях и о порядке участия в бизнесе. Корпоративный договор становится гарантом спокойствия учредителей в случаях, если происходит смена состава участников юридического лица. Очень важно обратиться к грамотному корпоративному юристу, а не скачивать образец соглашения из интернета. Важно: заключать такой договор можно при оформлении бизнеса в форме юридического лица. Если бизнес существует в форме ИП, то никакой корпоративный договор не поможет.

Введите ограничение на осуществление регистрационных действий в налоговой

Каждый учредитель по отдельности (или все вместе) может подать заявление об установлении ограничений на регистрацию изменений, связанных с юридическим лицом. После этого в налоговой службе будет фигурировать запрет на проведение изменений без личного согласия того участника, который этот запрет установил. Если появится необходимость поменять директора, юридический адрес или другие сведения в ЕГРЮЛ, придется вести в налоговый орган не только директора фирмы, но учредителей. Это не очень удобно, зато гарантирует, что один участник не сможет без ведома второго что-то поменять. И не просто без ведома, но и без согласия. Этот метод также позволяет оградить от посягательств третьих лиц — рейдерских захватов. К сожалению, об этом механизме защиты в нашей стране знают мало. Иногда даже налоговые специалисты не понимают, что я от них хочу, когда приезжаю с клиентом для подачи «запретительного» заявления.

Самостоятельная организация бизнеса

В бизнесе должен быть только один начальник, все остальные — исполнители его стратегии. Самая большая ошибка начинающих предпринимателей — открытие бизнеса с кем-то: с мамой, подружкой, одноклассницей, супругом. При этом каждый человек по-разному смотрит на методы управления, на необходимые траты, а также на то, насколько важный вклад каждый участник сделал в создание и развитие бизнеса. Поэтому при создании бизнеса надо сразу определиться, кто «хозяин в этом доме» и обладает преимуществом при принятии решения в управлении и распределении финансов, а кто наемный сотрудник и исполнитель политики и стратегии хозяина.

расскажите друзьям
Читайте также
События недели на afisha.ru
Рекомендации партнеров