За что мы любим Asya Malbershtein
История марки началась в 2008 году, когда собственная марка чего-нибудь, что можно продать на дружеской ярмарке выходного дня, была у каждого третьего. Начав с плотных, хорошо держащих форму кожаных рюкзаков, Ася Мальберштейн (она же Анастасия Швачко), ушла куда дальше коллег, давно свернувших производство или так и оставшихся на маркетах. Через несколько лет сумки Аси начали продаваться в московских магазинах, а затем и по всей стране. Оборот онлайн-магазина — основного источника покупателей и дохода — в 2016 году, по словам Швачко, составил около 20 млн рублей, и это притом, что не все изделия марки всегда в наличии, многие шьют на заказ от трех до десяти рабочих дней. Кроме сумок и аксессуаров марка давно производит полную женскую коллекцию, куда входит в том числе и верхняя одежда из кожи — материала, с которым в Asya Malbershtein работают лучше всего.
Черный рюкзак из плотной гладкой кожи — первая прославившая марку вещь. Именно с рюкзаков и классических женских сумок началась история Asya Malbershtein
Вслед за постоянно расширяющейся линией аксессуаров у марки начали появляться вещи. Сейчас это полноценные сезонные коллекции женской одежды и менее регулярные капсулы мужских вещей, но первыми появились именно кожаные куртки и плащи
Женская линия со временем превратилась в полноценную коллекцию вещей, от блуз и юбок до платьев и комбинезонов
В 2008 году дизайнер Анастасия Швачко основала в Петербурге марку Asya Malbershtein, назвав ее своим псевдонимом. Поначалу бренд выпускал добротные кожаные сумки и рюкзаки, но быстро вырос — настолько, что в 2010 году Анастасия потребовался займ для расширения бизнеса. Общие знакомые посоветовали обратиться к Марии Слиньковой, что Швачко и сделала. На некоторое время после выдачи займа под процент их общение прекратилось.
В 2012 году Мария Слинькова возобновила общение с Анастасией Швачко и предложила стать партнерами по бизнесу с равными долями так, чтобы Слинькова занималась коммерческой частью, пока Швачко отвечает за креативную. В итоге Мария получила должность генерального директора, а Анастасия — главного дизайнера.
В 2016 году Швачко начала разбираться в движении финансов внутри компании и выяснила, что часть магазинов-посредников переводит оплату не на расчетный счет, а напрямую Марии Слиньковой. Также, со слов Анастасии Швачко, курьерская компания «Балтийский курьер», доставившая за 2016 год заказы на 20 миллионов рублей, все операции с наличными якобы проводила без чека и переводила деньги напрямую Слиньковой. В конце года Анастасия Швачко уехала в отпуск, чтобы отдохнуть и начать разбирательство.
В апреле 2017 года в компанию пригласили юриста для независимой экспертизы. Личные аккаунты Швачко в соцсетях были взломаны, пароли сменены, одно из двух производств марки переехало, новый адрес в компании не разглашают. Во время переезда товары, остававшиеся в наличии на складе, продавали со скидкой 20%.
Что говорят участники конфликта
«Этому конфликту уже три месяца, из которых месяц в полиции лежит мое заявление на Марию Слинькову. Юристы не советовали мне публиковать в прессе материал, чтобы он не помешал следствию, но молчать уже нет сил. Меня лишили собственной компании незаконным способом, я сейчас выясняю, каким именно: может, подделали мою подпись или сделали липовую доверенность, а может, нашли похожего человека и сводили его к нотариусу, потому что вывести меня из состава учредителей можно было только в нотариальной конторе. Юристы подали иск, чтобы оспорить эту сделку, а также еще один по статье 185, пункт 5, УК РФ «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества». Моему бренду девять лет, я занималась там всем: лекалами, разработкой, съемками, стилизацией. Я понимаю, что украденные деньги уже не вернуть, сейчас мне важно только получить назад свою интеллектуальную собственность, права на которую я никогда никому не передавала. И если будет нужно, я открою новое дело. Инвестиции, новое производство — это вопрос времени, я к этому готова, если мне вернут лекала и наработки. Asya Malbershtein не умрет, пока я не умру, а я пока не собираюсь».
Мария Слинькова, по словам ее представителя, «вынуждена скрываться из-за угроз со стороны Швачко», поэтому комментариев не дает. По телефону онлайн-магазина секретарь Дмитрий Астафьев сообщил «Афише», что в офисе марки проводится «правовая проверка», а сама компания «функционирует в нормальном режиме, магазин работает». Недавно введенный Марией Слиньковой в штат компании антикризисный специалист, попросивший не указывать его имя, уверяет, что «у марки скоро выйдет летняя коллекция и вообще все хорошо». Официальные комментарии от лица компании дает только юрист Владимир Андреев, который консультирует Asya Malbershtein в сложившейся ситуации.
«Сразу проясню: я не работаю на Asya Malbershtein, компания пригласила меня посмотреть бумаги и проконсультировать, чем я и занимаюсь. Началось все с того, что Анастасия Швачко с 20 февраля не ходит на работу, как она утверждает, из-за конфликта с другим учредителем, то есть Марией. Также она утверждает, что у нее не было ключей от новых замков, что не мешало ей появляться в офисе с людьми характерной наружности и оказывать давление на сотрудников. У нас есть видеодоказательства того, как они это делают, и именно после этого в офисе пришлось посадить охрану. Своих спутников она называет «инвесторами», хотя в составе учредителей этого общества, кроме Марии и Анастасии, никаких третьих лиц никогда не было. Более того, сама Анастасия учредителем не является по своей же собственной вине: когда они с Марией пригласили меня проверить бумаги, я запросил документы и выяснил, что уставный капитал предприятия, которое было основано в 2012 году, внесен только Марией. Чтобы вы понимали, капитал — это 10 000 рублей, то есть Анастасия свои 5000 рублей к 2017 году так и не внесла. Как только мы это обнаружили, по закону были вынуждены передать ее долю обществу, а затем — второму учредителю Марии Слиньковой. Анастасию письменно уведомляли об этом постановлении, но она никак не отреагировала, потому что на работу она не ходит и нашу корреспонденцию, видимо, не получает.
Я считаю, что связана эта ситуация с творческим кризисом. Со слов сотрудников компании, последняя, зимняя коллекция у Насти вышла неудачная, после этого у любого творческого человека наступил бы кризис. Плюс важный фактор — ревность Анастасии к тому, что у Марии недавно родился ребенок, и она стала меньше времени уделять работе, как любая мать. К слову, сразу после рождения ребенка, на должность исполнительного директора был назначен один из сотрудников, с которым были знакомы и Мария, и Анастасия.
Asya Malbershtein — это товарный знак, который действует до 2022 года. Об интеллектуальных правах никогда речи не шло, они ни за кем в компании не закреплены и никому, соответственно, не передавались. Также Настя много кричит про то, сколько было заработано, а сколько потрачено, она почему-то не сообщает. Вещи дизайнерские, сшиты из иностранного сырья, это все недешево. Самое главное, что никто из ее сотрудников подтвердить ее версию не может, никто ее здесь не поддерживает. Сама она от нормального общения отказывается, говорит: «Вам все придет по почте, читайте мой инстаграм».
Мы бы сейчас хотели с ней обсудить, какое у нее видение ситуации. Мы не можем ее уволить, пока не получим объяснений, она по-прежнему состоит в штате компании. Хотелось бы просто по-человечески разобраться, никаких заявлений на нее мы не подаем, хотя она, например, вынесла из нашего помещения моноблок, на котором работала, мы могли бы подать заявление о краже».
Как избежать подобных ситуаций
Комментарии независимого юриста
«Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо заранее продумать защиту себя как учредителя бизнеса. Есть несколько методов: заключение партнерского соглашения между учредителями бизнеса — корпоративного договора, установление ограничения по внесению изменений в налоговом органе и самый действенный метод — организовывать бизнес самостоятельно без привлечения подружек, родственников и прочих лиц, которые на равных с создателем бизнеса будут претендовать как на право управлять этим бизнесом, так и на финансовый результат», — объясняет руководитель группы аутсорсинговых компаний «Президент» Ирина Эрдман. «Таких случаев, как у Аси, на моей практике, к сожалению, немало, и вернуть все обратно получается не всегда. Сил и времени занимает этот процесс слишком много — бизнес за период борьбы умирает, что, скорее всего, произойдет сейчас и с брендом Аси, как ни прискорбно об этом думать. Я бы посоветовала Асе не отказываться от уже поданных в правоохранительные органы заявлений, привлечь грамотных юристов и, передав все в руки своих представителей, направить силы на организацию нового бренда».
Нормы, регулирующие порядок заключения и применения корпоративного договора в бизнесе, были установлены в статье 67 Гражданского кодекса РФ совсем недавно. При корпоративном договоре учредители бизнеса обсуждают и договариваются о конкретных действиях друг друга, о полномочиях и о порядке участия в бизнесе. Корпоративный договор становится гарантом спокойствия учредителей в случаях, если происходит смена состава участников юридического лица. Очень важно обратиться к грамотному корпоративному юристу, а не скачивать образец соглашения из интернета. Важно: заключать такой договор можно при оформлении бизнеса в форме юридического лица. Если бизнес существует в форме ИП, то никакой корпоративный договор не поможет.
Каждый учредитель по отдельности (или все вместе) может подать заявление об установлении ограничений на регистрацию изменений, связанных с юридическим лицом. После этого в налоговой службе будет фигурировать запрет на проведение изменений без личного согласия того участника, который этот запрет установил. Если появится необходимость поменять директора, юридический адрес или другие сведения в ЕГРЮЛ, придется вести в налоговый орган не только директора фирмы, но учредителей. Это не очень удобно, зато гарантирует, что один участник не сможет без ведома второго что-то поменять. И не просто без ведома, но и без согласия. Этот метод также позволяет оградить от посягательств третьих лиц — рейдерских захватов. К сожалению, об этом механизме защиты в нашей стране знают мало. Иногда даже налоговые специалисты не понимают, что я от них хочу, когда приезжаю с клиентом для подачи «запретительного» заявления.
В бизнесе должен быть только один начальник, все остальные — исполнители его стратегии. Самая большая ошибка начинающих предпринимателей — открытие бизнеса с кем-то: с мамой, подружкой, одноклассницей, супругом. При этом каждый человек по-разному смотрит на методы управления, на необходимые траты, а также на то, насколько важный вклад каждый участник сделал в создание и развитие бизнеса. Поэтому при создании бизнеса надо сразу определиться, кто «хозяин в этом доме» и обладает преимуществом при принятии решения в управлении и распределении финансов, а кто наемный сотрудник и исполнитель политики и стратегии хозяина.