Саржевую ткань, из которой сейчас шьют джинсы, впервые использовали еще в XVI веке для пошива крепкой рабочей одежды. Плотный хлопок назвали денимом, что означает буквально «из Нима» (de Nîmes), городка на юге Франции. А вот синий окрас и название брюки из денима получили в итальянской Генуе (Janua), которая и дала им название jean (в XIX веке в США оно превратилось в jeans).
В чистом, сыром (raw) виде деним имеет насыщенно-синий, почти черный цвет индиго. При этом в синий покрашены только продольные нити, а поперечные — в белый. Такие джинсы следует носить без стирки продолжительное время, чтобы потом на них появились индивидуальные потертости и заломы. А можно купить обработанный деним: ровно окрашенный с изнаночной и лицевой стороны или неравномерно окрашенный stonewash (ткань в идеале промывают с камнями).
Поскольку в основном деним используют для одежды, в современную ткань начали добавлять эластан и лайкру. Швы на классических джинсах выполнялись контрастной оранжевой или белой шелковой ниткой, но со временем и это правило перестало быть обязательным, хотя контрастный шов визуально стройнит фигуру, что всегда неплохо.
Первые американские марки обрабатывали края джинсовых брюк тонкой хлопковой бейкой с контрастной строчкой, чтобы ткань не распускалась. В период модернизации производства компании начали обрабатывать швы зигзагом или оверлоком для ускорения производства, а оказавшиеся ненужными станки для обработки кромки селвидж — продавать японским фабрикам. Именно поэтому японские джинсы до сих пор считаются самыми качественными, но и стоят заметно дороже (но самые дорогие все равно делают итальянцы из Gucci). Чтобы продемонстрировать качество своих джинсов и красную прострочку, модники по всему миру начали подворачивать штанины.
Деним отличается по весу, который напрямую влияет на его плотность. Единица измерения — унция. Из четырехунцевой ткани шьют рубашки, легкие джинсы — из 10–14-унцевой ткани, а плотные теплые джинсы — это 15 унций и больше. В слишком плотных джинсах двигаться тяжелее, и ситуация не меняется даже после нескольких стирок. Японская марка Iron Heart выпускает коллекцию джинсов, которые весят 25 унций. Такие джинсы даже стоят сами по себе, и владелец им в целом не нужен.
Марки, которые производят деним дольше других, до сих пор выпускают джинсы с деталями-атавизмами: с кармашком для мелочи, в который ковбои складывали часы; клепками для укрепления швов и пуговицами для подтяжек. Вышивка на задних карманах указывает на происхождение: если она в форме клюва орла, то это Leviʼs, если в форме буквы W, то Wrangler.
Что говорят люди, которые отвечают за хороший деним в Москве
«Покупатели до сих пор выбирают джинсы по цвету и совершенно не обращают внимание на модель. Есть, например, джинсы Edwin — премиальный в мире денима продукт: каждая модель придумана под определенные физиологические особенности — от кривых и накачанных ног до высокого роста, — но большинство покупателей все равно смотрят в первую очередь на цвет. Специально обученные продавцы объясняют, что эта модель им может не подойти, потому что скроена по-другому. Мужские джинсы всегда лучше брать на размер больше — тогда они будут выглядеть более брутально. Девушки обожают модель Skinny, но часто выбирают такой размер, что джинсы выглядят как колготки. Другие хотят модель Boyfriend, но не могут смириться с 30-м размером на бирке. Вот и получается, что модель, которая должна сидеть свободно, сидит неправильно. Такие вещи должен аккуратно объяснять продавец. С покупкой джинсов онлайн тоже проблемы. На нашем сайте можно найти определенные модели Edwin, но купить нельзя. Я считаю, что джинсы нужно мерить, их нельзя покупать просто так. Онлайн-магазины снимают все джинсы на одной модели, это тоже неправильно».
«Знакомство с деним-культурой невозможно начать в интернете — первая покупка должна совершаться в хорошем магазине с квалифицированным персоналом. В качестве первых джинсов я бы порекомендовал продукцию японской компании Toyo Enterprise и их бренда Sugar Cane. У них классические ливайсовские фиты, они недороги и предсказуемо ведут себя после стирки. Их ретромодель «1947» постоянно фигурирует в подборках на профильных сайтах вроде Heddels. Также хотелось бы выделить продукцию калифорнийского бренда Tellason. Ребята не гонятся за винтажным фитом, делая удобные современные джинсы на каждый день из американского денима фабрики Cone Mills. Важно заметить, что все джинсы Tellason строго made in USA.
В Code7 мы предлагаем подборку правильного японского денима и один из лучших бренд-листов на континенте: у нас есть такие труднодоступные японские бренды, как Sugar Cane, Warehouse, Iron Heart, Samurai, Full Count. Селекция проводится во время постоянных поездок в Японию. Качество и детали — синонимы словосочетания japanese denim. Японцы очень дотошные: все, что они делают, делают с любовью и без компромиссов».
«Хорошие джинсы — это Leviʼs. Ну а если допустить, что хорошими могут быть не только Leviʼs, то прежде всего следует обратить внимание на качество ткани: у качественного денима плотная и зернистая фактура, ровные швы и стежки. Имеет значение и опыт производителя джинсов. Сам деним должен быть от проверенного поставщика (к сожалению, самостоятельно это в магазине не проверить), но если продавец обладает информацией, то может доступно объяснить особенности и отличия».
«В последнее время в моде прямые укороченные джинсы с высокой талией. Такую модель чаще всего называют «мамиными» джинсами, потому что корнями этот крой уходит в 70-е. Также можно наблюдать сезонность в покупках: в зимний сезон бестселлером становятся джинсы скинни темных оттенков — черного, темно-серого. Летом наибольшей популярностью пользуются модели светлых оттенков, например белые, с дырками и потертостями. В ЦУМе мы стараемся закупать полный ассортимент Citizens of Humanity, PPD, J Brand, Rag & Bone, AG Jeans и Victoria by Victoria Beckham. На закупки этих брендов выделены самые большие бюджеты, они же демонстрируют самые высокие продажи, хотя большинство клиентов в первую очередь обращают внимание на посадку, а затем уже на качество и дизайн. Помимо крупных и широко известных марок мы продаем модные джинсы брендов «3×1», R13, Alexander Wang, Dalood, Frame, M.i.h, Re/Done».
10 пар джинсов, которые можно купить прямо сейчас
Джинсы Edwin из сырого денима, 13 унций, обработка радужный selvedge, 8750 р.
Джинсы Dubble Works, 11 990 р.
Джинсы Japan Blue, 12,5 унции, selvedge, 12 840 р.
Джинсы Leviʼs 501 Skinny Noten из эластичного денима, 8490 р.
Джинсы Neighborhood, 14 унций, selvedge, 17 862 р.
Джинсы Lee, обработанные в технике стоунвош, 5800 р.
Джинсы японской марки OrSlow, selvedge, 13,5 унции, 19 161 р.
Джинсы Our Legacy из стираного итальянского денима, 12 унций, 14 437 р.
Джинсы Wrangler, 5800 р.
Джинсы Uniqlo с химической обработкой, selvedge, 2999 р.
Джинсы японской марки Wtaps из сырого денима, 13 476 р.