Статус модного дома haute couture с 1868 года по сей день выдает только одно учреждение — Синдикат высокой моды, созданный модельером Чарльзом Фредериком Уортом в Париже, дабы объединить модные салоны и предлагать покупателям оригинальный продукт, а также защитить изделия от копирования и заимствования.
К сезону весна-лето 2017 года со статусом дома высокой моды подошли 14 французских марок, среди которых Chanel, Christian Dior, Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Givenchy, Maison Margiela, а теперь и Schiaparelli. Статус члена-корреспондента Синдиката имеют пять иностранных марок: Atelier Versace, Armani Prive, Viktor & Rolf, Elie Saab и Valentino. К слову, звание дома высокой моды носят и некоторые ювелирные дома вроде Van Cleef & Arpels. Также Синдикат принимает участников с гостевым статусом, например, Ulyana Sergeenko и Zuhair Murad. Одноименная марка российского кутюрье Валентина Юдашкина получила сертификат члена-корреспондента один раз в 1996 году, а потом была убрана из синдиката, по причине отсутствия модного дома в Париже.
Требования следующие: 70% выпускаемых изделий должны быть выполнены вручную, марка обязана создавать платья на заказ, иметь собственное ателье минимум с 20 техниками, закройщиками и швеями и представлять дважды в год коллекцию из минимум 35 дневных и вечерних туалетов оригинального дизайна.
Чаще всего платья haute couture создаются в единственном экземпляре и либо украшают звезд на красных ковровых дорожках, либо гастролируют по выставкам, либо выкупаются на аукционах и переходят во владение частных коллекционеров моды. Самый роскошный и неповторимый гардероб принадлежит уроженке Кувейта, бывшей жене миллиардера и светской львице Муне Аюб, в чью коллекцию входит полторы тысячи кутюрных платьев.
Впервые в 2016 году дизайнеру Франческо Сконьямильо Синдикат высокой моды выдал сертификат гостя Недели высокой моды. Результатом остались довольны все: критики, покупатели, коллекционеры и сам дизайнер.
Это платье Iris Van Herpen сезона осень-зима от-кутюр 2016 было создано из нескольких тысяч силиконовых шариков, специально разработанных для показа, с минимальным использованием тканей. Леди Гага в 2013 году запищала бы от восторга
Платье из коллекции итальянской марки Atelier Versace в этом году блистало на Наоми Кэмпбелл на красной ковровой дорожке «Золотого глобуса»
В своей коллекции прет-а-порте Fendi делает упор на искусственный мех, а в высокой моде не брезгует перьями и соболиными шкурками
Самые нежные и воздушные платья можно найти у Giambattista Valli, а потом весь год наблюдать их на Рианне, Оливии Палермо и Дженнифер Лопес
Раф Симонс создает кутюрные платья уже много лет, а во время работы в Christian Dior замахнулся на силуэт и эстетику самого маэстро эксклюзивной одежды — Кристиана Диора
Чаще всего показы высокой моды заканчиваются платьем невесты, а в 2014 году Карл Лагерфельд решил сделать первое кутюрное платье Chanel будущей жены и мамы
Классика высокой моды — юбка-торт, она же платье принцессы. Такие делают в Elie Saab. Об этих платьях принято мечтать дочерям олигархов, чьи свадьбы проходят в «Сафисе» с последующим перемещением в Монако
Очередное творение Рафа Симонса, но в модном доме Maison Margiela в 2012 году: винтажное украшение, нестандартная деталь и идеальное цветовое решение. Ох, Раф
Дизайнер, который в принципе не шьет одежду прет-а-порте, — Жан-Поль Готье. У него в арсенале есть все, что нужно истинному кутуюрье, — перья, корсеты, шляпы, которыми вдохновляется сам Филипп Киркоров, и полное собрание платьев принцессы Амидалы из «Звездных войн»
До Второй мировой войны высоким статусом располагали как минимум 200 марок. В век fast fashion держать кутюр на уровне удается в общей сложности трем десяткам модных домов.
В состав команды ателье модного дома haute couture входят обладатели удивительных и невероятных профессий — например, мастер по перьям, магистр кружева, эксперт по блестками и так далее. Пока платье идет по рукам всех этих невероятных людей, проходит до 700 часов.
Первым, кто решил выпускать помимо haute couture коллекции готовой одежды — prêt-à-porter, стал дизайнер Ив Сен-Лоран.
Всего 2000 женщин во всем мире могут себе позволить купить одежду haute couture, и с каждым годом их число уменьшается. Изделия с этим статусом составляют менее 1% продаж вещей в сегменте роскоши, при этом средняя цена одной кутюрной вещи — 500 000 р.
Основные покупатели платьев и костюмов haute couture живут в Индии, Бразилии, Китае и России (по-настоящему известные среди русских покупателей — Яна Рудковская, Наталья Якимчик и Елена Перминова).