Девушка, заставившая Москву полюбить одежду JNBY и эмалированную посуду Falcon, придумала себе новое занятие — переосмысливать и возрождать ручной труд в проекте Half & Half. Первая ласточка — тарелки, сделанные вручную на фабрике объединения «Гжель».

С чего все начиналось

Марина Николаевна, основательница: «Долгое время мне хотелось открыть собственное дело, чтобы проверить себя на прочность вне моей основной сферы деятельности — я работаю в ретейле, представляю в России JNBY, Wood Wood и другие бренды. В течение нескольких лет я перебирала в голове идеи и искала свою. В итоге все случилось буквально в один день. Я захотела купить посуду английского бренда Falcon, выпускающего эмалированные кружки, миски и тарелки. Я часто видела их в Лондоне, но не обнаружила в России. Тогда и сложился пазл: вот оно, мое идеальное хобби, на которое я смогу переключаться от основной работы, проблем и рутины. Так появился интернет-магазин Moloko.

Это был вызов — заставить людей взглянуть на эмалированную посуду по-новому, сквозь призму другой культуры и контекста, разглядеть ее минималистичную красоту, простоту и практичность, абстрагируясь от советского прошлого. Эмалированная белая кружка с синей каймой у меня всегда ассоциировалась с молоком, не с продуктом, а именно со словом: чистота, уют, доверие, любимый синий и белый — словом, в названии Moloko я была уверена с первых дней.

За выходные я нарисовала сайт, еще пара месяцев ушли на то, чтобы его доработать и отладить поставки и логистику. Идея родилась в июле 2014 года, а в сентябре магазин уже работал. Чистота и простота в основе, понятный ассортимент, не более 20 позиций за все два года существования. Я никогда не преследовала идею получить серьезную прибыль, мне были важны рост и развитие. Заработанные деньги я вкладывала в поставки, доставки, аренду. Эти два года оказались очень плодотворными — думаю, многие видели эмалированную посуду Falcon в ресторанах города, и, что самое важное, не только в Москве.

А потом случился кризис: британский фунт — 115 рублей (магазин открылся при курсе 53 рубля!), о новых поставках и речи нет, на складе почти пусто — распродаем остатки и закрываемся. С этой мыслью я уехала в ноябре 2015-го в языковую школу почти на два месяца. Это совершенно незабываемый опыт — когда ты с другого конца планеты смотришь на все происходящее, немного со стороны на свои дела и планы и собственный медленно разрушающийся мир. Все будто кристаллизуется, и становится понятно, что действительно имеет смысл, а что нет».

Тарелка дизайна Анны Кулачек, вручную расписанная на фабрике объединения «Гжель», 4650 р.

1 / 6

Тарелка дизайна Анны Кулачек, вручную расписанная на фабрике объединения «Гжель», 3650 р.

2 / 6

Как запустить совместный проект с фабрикой «Гжель»

«Отряхнувшись от снежного кома проблем, я решила не закрывать Moloko, однако в прежнем формате мы уже не могли существовать, и тут начался поиск идей. Самым очевидным был вариант добавить в ассортимент местных умельцев, но под мои запросы ничьи работы не подходили — да и перепродавать что-либо было неинтересно: планка была намного выше.

В ноябре 2015 года дизайнер Аня Кулачек разработала концепцию двух тарелок для завода «Гжель». Проект был опубликован в журнале AD и канул в архив. Многие не согласятся, но я считаю — идея ничего не стоит без реализации, даже самая гениальная, она и останется идеей где-то там у вас в шкафу. Я предложила Ане в партнерстве запустить тарелки в производство, потому что была твердо уверена, что такой красоте нужно дать жизнь — и срочно. Стало понятно, что в рамках Moloko этой истории места нет. Так появился новый проект под брендом Half & Half — так называется смесь из 50% молока и 50% сливок, которую добавляют в кофе и коктейли и используют для приготовления мороженого.

Договориться с «Гжелью» — заводом, который считается старейшим в своем роде, — было непросто. После проекта «Ремесла» у Ани сохранился телефон директора завода, мы набрались смелости, позвонили, договорились о встрече и поехали. Холодно, зима, мы несемся в электричке туда на встречу. Огромное фундаментальное здание, покрытое орнаментом изнутри, повсюду, на всем гжель. Нас встречают чаем в гжельских чашках и бубликами на подносе, покрытом гжелью, вокруг бесчисленное количество расписанных синими узорами предметов, гжель на столе и на стенах.

К нам отнеслись с легким недоверием, а наша идея так вообще показалась безумной — кому она вообще нужна, в чем ее ценность и где красота. Нам было очень сложно противостоять чашам византийской формы и массе всего другого вокруг, покрытого гжелью. Я думаю, к нам испытывали скорее жалость, чем понимание. Однако в конце концов мы смогли убедить руководство фабрики, уверив его, что действительно есть люди, заинтересованные в подобном продукте».

В чем сложность производства

«Встреча состоялась в феврале 2016 года, первую партию из двух типов тарелок мы получили в июле. Продукция полностью производится на заводе, и глина для нее добывается там же. Все расписывается вручную, и вы не найдете ни одной одинаковой тарелки.

Сейчас на сайте можно купить два типа тарелок: «половинчатые» и с точками — произвести последние оказалось не так просто. Точки на тарелках совершенно противоречили устоявшимся канонам и сознанию мастеров. Вначале нам заявили, что «это невозможно». Готовую партию по нашему дизайну нам прислали после нескольких образцов, в каждый из которых мастер привносил свои идеи, видимо пытаясь открыть нам глаза на истинную красоту, но мы остались непоколебимы. С «половинчатой» тарелкой тоже были свои сложности — оказалось, что очень сложно получить такую однородную плотную заливку, технология не поддавалась, поэтому сначала было много брака».

1 / 4
2 / 4

Как продать первую партию

«Первый выпуск состоял из 140 тарелок. Если бы мы хотели заниматься массовым производством, то обратились бы к китайским коллегам и ни о какой ручной росписи речи бы не шло. Цена была бы ниже, и все остались бы довольны. Однако я думаю, что наша богатая культура требует внимания. Мы ориентированы на другую аудиторию, на людей, способных оценить и понять ручной труд.

Как правило, наши покупатели — это творческие люди: дизайнеры, архитекторы, блогеры, фотографы. Несколько тарелок отправилось в Лондон, их приобрели в качестве подарка на свадьбу. Также были клиенты из Нью-Йорка, Калифорнии, и вот буквально вчера мне написали из Австралии.

На данный момент тарелки можно купить только на сайте. Мы планируем выходить на другие площадки, но со второй партии. В первую очередь меня интересуют магазины при музеях. Есть масса достойных, например MoMA, Tate Britain, Третьяковка, «Гараж».

Доходы и расходы

«Сейчас «половинчатая» тарелка стоит 4650 рублей, с точками — 3650. Наш проект сложно назвать коммерческим, если соотнести потраченные время и силы с прибылью (которую мы планируем потратить на его развитие). Что касается количества вложенных денег, то я не хотела бы называть точную сумму. Могу сказать, что было затрачено бесчисленное количество моих зарплат с основной работы. В процессе у проекта появился свой оборот, но без личного кредитования все еще не обходится. Хочется надеяться, что мы выйдем на окупаемость в течение года, но в нашей стране очень сложно строить прогнозы».

Планы

«Мы будем и дальше сотрудничать с «Гжелью» и выпускать маленькими партиями новые предметы. Со временем люди смогут собрать свой сервиз, и он будет уникален в своем роде. Мы уже начали работу над второй партией — появится она примерно через полгода. Кроме того, хотелось бы поработать с другими промыслами, например с Жостово».

Онлайн-магазин halfand.co