Атака розового в массовой культуре часто становится ответом на глобальные потрясения, когда хочется отгородиться от всех ужасов и отказаться от милитаристского хаки (который, впрочем, актуален в 2016 году наравне с розовым), военно-морского синего, форменного коричневого и траурного черного в пользу чего-то умиротворяющего. Вторая мировая, Корейская, Вьетнамская, Иракская войны отозвались популярностью розового цвета для девочек, позицией think pink в ответ на депрессивные настроения, появлением куклы Барби, культурой мужских полиэстеровых костюмов Leisure Suits пастельных — в том числе и розовых — оттенков, триумфом Пэрис Хилтон в розовом плюшевом костюме на розовом Bentley. Это в первую очередь история США, но очевидно, что она оказала влияние на всю западную культуру.
Яркий пример обращения к розовому как к побегу от удручающей реальности можно найти на африканском континенте. Взять, к примеру, мужчин в Конго, известных как Sapeurs: на фоне бедности и общей неустроенности они фланируют в костюмах самых жизнерадостных цветов.
Сегодня, когда об угрозе начала Третьей мировой говорят чуть ли не журналы про моду, когда минималистичный черный заодно совпал по цвету с флагом запрещенной террористической организации, когда стилизация модной одежды под военную форму выглядит как призыв к действию, на сцену снова выходит розовый. Мягкая, лишенная агрессии версия красного. Он успокаивает, призывает к сочувствию, вселяет надежду и кокетничает. Это цвет румянца, жвачки, любовных открыток, детей, особенно маленьких девочек, Hello Kitty и игрушечных пони. В постмодернистской парадигме это также цвет иронии и сарказма — он используется как символ общества потребления, инфантильности, слабого пола, излишней чувствительности и сентиментальности.
Это также цвет борьбы — против рака молочной железы, за права женщин и сексуальных меньшинств. И, конечно, этот розовый цвет воспринимается как женский. Но так было не всегда. До XIX века не было никакой цветовой дифференциации штанов по гендерному признаку. Красный ассоциировался с мужской силой и властью, а синий и голубой — с духовным началом, святостью, образом Девы Марии. Также не было специальных детских цветов. На картинах Лукаса Кранаха Старшего и принц , и принцесса — оба изображены в красных платьях. Из соображений практичности вещи ребенка, как правило, были белого цвета (они не линяли после многочисленных стирок и стоили дешевле), однако алый и розовый нередко предлагались мальчикам из знатных семей в качестве детских версий волевого и властного красного. Мы до сих пор можем наблюдать это, например, в английской королевской семье. Есть множество снимков, на которых маленький Уилльям или Джордж запечатлен в розовых, красно-белых и алых вещах.
Переход на «темную сторону», обозначенный в истории моды как «великий отказ мужчин», произошел на стыке XVIII и XIX веков. Об этом подробно рассказывает историк и семиотик Джон Харви в своей книге «Люди в черном»: мужчины стали избегать ярких и светлых тонов, в то время как темные оттенки, включая полное отсутствие цвета, то есть черный, стали символом мужественности, признаком силы и власти.
Розовый закрепился за девочками и женщинами значительно позже. В 1927 году журнал Time все еще предлагает одевать мальчиков в розовое, а девочек — в голубое. Цель присвоить оттенок определенному полу объяснялась желанием навязать родителям новый цветной гардероб для детей и увеличить таким образом продажи. После Второй мировой войны беби-бум снова привлек внимание маркетологов к рынку детской одежды. Историки моды не могут сойтись во мнении, что именно сделало розовый цветом для девочек.
Мальчикам же достался голубой как наследие костюмов моряков. Деление мира детских вещей на розовый и голубой, кроме прочего, преследовало цель помешать разнополым детям донашивать вещи друг за другом. Стратегия оказалась коммерчески успешной, поэтому усилиями маркетологов контраст только усиливался: розовый и голубой из мира одежды перебрался на игрушки и в интерьер детских комнат. Феминистское движение продвигало идею унисекс-вещей и добилось к началу 1970-х некоторых успехов. Но тут появилась возможность определять пол ребенка еще на этапе беременности, что сподвигло родителей обозначать его, совершая покупки вещей розового или голубого цвета.
Даже в те моменты, когда марки одежды предлагали мужчинам розовый, он оставался для большинства из них чем-то вроде табу. Все мы помним Росса Геллера из «Друзей», который называл свою розовую рубашку бледно-лососевой. И если девочку не бранят за стремление ходить в одежде темных оттенков и носить мужское, то желание мальчика надевать розовое, как правило, осуждается и подавляется. В 2012 году The New York Times опубликовал большой материал, в котором объяснялись причины, когда некоторым мальчикам в определенном возрасте хочется носить женственные вещи, хотя очень немногие из них на самом деле хотят быть девочкой. Это может быть связано с возрастной гормональной или психологической перестройкой. Там же рассказывается трогательная история 4-летнего Алекса и его папы. Ребенок пошел в детский сад в розовых носках, которые ему очень нравились. Там его встретили вопросом: «Ты что, девчонка?» В знак солидарности с выбором сына отец купил себе розовые конверсы, чтобы отвозить в них Алекса на занятия.
Взрослый мужчина может столкнуться с ограничениям на розовый, даже если речь идет всего лишь о гаджете: в обсуждениях нового айфона в цвете Rose Gold на Reddit один из пользователей жалуется, что жена обещает развестись с ним в том случае, если он совершит покупку. Сейчас розовый цвет пытается преодолеть границу культурных и гендерных норм. Он заполнил мужские коллекции одежды (от уличных Pigalle до классических марок вроде Bottega Veneta), может появиться в качестве фона на обложке журнала для джентельменов, используется в интерфейсе неженских сайтов и мобильных приложений. Появляются заявления о том, что «настоящие мужчины носят розовое», поскольку так круты, что не страшатся выглядеть недостаточно мужественными.
Даже уличная культура, где не привыкли отказываться от темных оттенков, активно использует розовый. Вестник уличной моды Highsnobiety называет розовый одним из ключевых трендов 2015 года в моде. Гоша Рубчинский предлагает треники и парки цвета домика Барби, Supreme — худи, Раф Симонс для Adidas Originals придумал мужские кроссовки цвета сахарной ваты, у Our Legacy целый ворох розовых вещей — рубашки, водолазки, свитеры, парки — в диапазоне от светло-вишневого до фуксии. А фото рэпера Дрейка в розовой майке уже стало мемом.
Кроме того, изменились и сами мужчины (нет, не так, как вы успели подумать): современный мужчина охотнее говорит о своих чувствах, чаще показывает наличие у себя уязвимых мест и часто склонен к самоиронии. Если все это транслировать через выбор цвета, то розовый вполне годится.