Тлеющие палочки — не единственный вариант ароматов для атмосферы. Московский бренд Neumann выбрал для своих благовоний нестандартный формат — ароматическую бумагу. «Афиша Daily» поговорила с создательницей композиций Лили Нейман о работе ольфакторного художника и коллаборациях парфюмеров с музыкантами.

Лили Нейман

— Как вы пришли в парфюмерию — где‑то учились или делаете все по наитию?

— Я работаю в индустрии красоты — топ-стилистом в парикмахерской Mute Moscow (ранее Noir. — Прим. ред.). У меня хорошее обоняние с рождения, а работу стилиста окружает много ароматов: от разных средств для волос до самих волос.

Долгое время я была в поиске ароматов для себя, начинала экспериментировать с масел для тела, добавляя туда эфирные масла. Мне было комфортно носить на себе эти запахи, и они очень нравились моим друзьям.

В 2017 году мне захотелось нырнуть глубже в мир парфюмерии, и в сентябре я поступила в школу парфюмеров в Москве к Анне Агуриной с последующим обучением во Франции в Grasse Institute of Perfumery. Экзамен по мужским шипровым ароматам там принимал Макс Гаварри (создатель аромата Prada Prada. — Прим. ред.). Институт располагается в старинном городке Грасс. Здесь растет и производится большинство парфюмерных компонентов, поэтому студенты с головой погружаются в практику в течение всего курса.

— А где вы работаете над композициями в Москве? У вас есть студия или весь процесс происходит дома?

— Я провожу эксперименты с запахами в мастерской, которую снимаю вместе с художником Кириллом Бурыгиным, там рождаются мои идеи. Всегда нужно отдыхать от процесса; жить и работать в одной среде тяжело, запахи очень сильно влияют на наше состояние, могут вызвать бессонницу или, наоборот, нести радость и покой.

Поиск вдохновения — это тоже часть процесса. Я исследую запахи, погружаясь в музыку, тексты, картины, путешествия. Ищу совпадения тонов искусства и ароматов.

— Я так понимаю, что начинали вы сразу как ольфакторный художник — говоря простым языком, создавали парфюмерные композиции для выставок и даже музыкальных альбомов.

— Я живу в искусстве. Меня окружают художники, музыканты, перформеры, писатели, режиссеры, архитекторы. Мне всегда хотелось найти способ взаимодействия с ними для самовыражения, сделать что‑то общее, передать свои ощущения от их произведений через запах, создать новое мультиформатное произведение.

Первый эксперимент был для инсталляции Маши Сомик и Германа Строганова «Прозрачный воздух меня обнимает» на фестивале «Граунд зин фест. Расширение».

Второй происходил в клубе Mutabor для серии вечеринок ментальной музыки и перформанса «Ткани». Специально для представления «And Those Unwelcomed» я создала особенный аромат «Клетка», который своей тонкостью, высотой и гармонией способен затронуть казавшиеся утраченными фрагменты памяти и войти в резонанс с бесконечностью.

Аромат «Клетка» настолько понравился гостям, что обрел фанатов и стал самостоятельным — оставшиеся от перформанса духи я разлила по маленьким флаконам и подарила желающим. А в марте художницы Анастасия Толчнева и Аня Кравченко провели в мастерской Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина две встречи со зрителями, которые они объединили под названием «Лагерь/Encampment», где использовали атрибутику с перформанса «Ткани» и этот аромат.

Во время третьего эксперимента родился мой проект Neumann Paper. У музыканта Марии Теряевой совсем скоро выходит альбом «Conservatory of Flowers», и Маша хотела не только озвучить ароматом пространство на презентации, но и передать запах покупателю винила. Мы пришли к идее сделать благовония с ароматом альбома на бумаге. Винил с бумажными благовониями уже можно предзаказать. По 10 бумажек с названиями песен будут вложены в 100 винилов, можно слушать музыку и принимать дымные ванны одновременно.

— Благовония в виде ароматической бумаги достаточно нестандартный формат. Почему именно бумага?

— Бумажных благовоний не так много на рынке, потому что это глубокий, трудоемкий ремесленный процесс. Здесь есть место исследованию и эксперименту — мне такое нравится. Я вдохновилась ароматической бумагой Papier d’Armenie. Сейчас Neumann Paper существует в виде книжечки с 24 благовониями; использовать бумагу нужно так: оторвать одну перфорированную полоску, сложить гармошкой, положить на поверхность для благовоний, поджечь и сразу потушить, чтобы бумага не горела, а тлела. Вот и все, можно наслаждаться атмосферой.

Также бумага — подходящий формат для коллабораций в мире искусства, мы многое можем передать на бумаге, это у меня в планах.

— Что было первым — идея или ароматическая композиция?

— Я очень люблю запах смол и ладан, поэтому, как только в голове возникла бумага, сразу появилась и идея ароматической композиции. Я взяла за основу рецепт, которому больше 120 лет. Сам процесс создания композиции очень долгий, требуется около трех месяцев на подготовку, а также на изготовление. Здесь нужны выдержка и спокойствие, это своего рода медитация.

Изначально за основу я беру одну композицию, которая выдерживается полтора месяца, а уже дальше добавляю в нее эфирные масла. Каждые 10 ароматических книжек — это новый нюанс. Нюанс — сюрприз для всех, и такого больше не будет. Я не раскрываю секрет эфирных масел, но прошу написать мне о своих ощущениях — так я провожу своего рода исследование о влиянии тончайших нюансов на чувства.

— Кто еще работал над благовониями?

— За аромат и изготовление отвечаю я, а за упаковку, описание, визуальную часть — мои друзья. Фотографии — Ольга Погорелова, Анна Холина; тексты — Эльчин Али-Заде, Мария Сотская; графика, дизайн — Никита Ланндау, Феодор Миллер, Алексей Гуров, Кирилл Бурыгин; печать — Саша Маршани.

— Бумажные благовония нужно как‑то по-особенному хранить? Они не выветрятся сами по себе со временем?

— Их нужно хранить в любом сухом месте, запах остается вне зависимости от времени.

— Если говорить о самом аромате — что вы хотели им передать, или это просто красивое сочетание ингредиентов?

— Энергию, радость и тепло. Я создала натуральный, природный, ненавязчивый аромат, с которым комфортно в любой момент. Хотелось, чтобы слушатели аромата переносились в приятные воспоминания или мечты, которые греют душу.

— Хотели бы вы заниматься привычной парфюмерией — создавать духи?

— Да, я планирую выпускать ароматы, которые создавались для проектов, ведь у них уже есть история, а это для аромата важно.

— А вообще какими духами вы пользуетесь в жизни?

— Предпочитаю ароматы унисекс или условно мужские, в зависимости от настроения и времени года. Сейчас пользуюсь своим же ароматом «Клетка» — он очень природный, с ним сливаешься, как с воздухом. Я часто делаю ароматы для себя сама. Среди уже существующих люблю Erbario Toscano — Black Pepper, Profumum Roma — Olibanum, Meo Fusciuni — Notturno, Comme Des Garçons — Wonderoud.