Кировская марка FOS (сокращенно от Freak Out Shop) выпускает верхнюю одежду, платья и свитшоты, лаконичные по цвету и свободные по форме. Ее основатель Антон Селиваев рассказал «Афише Daily», как запустить марку в провинции и в чем плюсы и минусы локального производства.

Антон Селиваев

Основатель марки FOS

— Как вы запустили свою марку?

— Все началось в 2009 году, когда мы открыли магазин FOS. Произошло это отчасти спонтанно — моя основная работа тогда была связана с продажей шин и дисков, попутно я устраивал вечеринки и играл на них. Кроме того, я увлекался винтажной одеждой — интересно было отыскивать разные необычные вещи в секонд-хендах. В то время в Петербурге на «Уделке» (Удельном рынке. — Прим. ред.) работали много модных ребят: можно было купить винтажные Levi’s, которые они сами заужали, — в Кирове такие нельзя было найти. Я написал ребятам с «Уделки», познакомился, закупился у них джинсами — так я открыл магазин, а еще встретил свою жену Риту, с которой мы и создали FOS.

Мы начинали частично как секонд-хенд, частично продавали новые вещи. Магазин сделали из того, что было: под торговое оборудование я взял мебель из дома — например, стол, за которым в школе делал уроки. Повесили ковер на стену, красные шторы на окна и диско-шар под потолок — так все и началось. Мы устраивали в магазине вечеринки, выступления диджеев, провели выставку ломографии, которая тогда была в моде.

— Так появилась и сама марка?

— Как мы это позиционируем, марка возникла вместе с магазином в 2009 году — еще тогда мы экспериментировали с футболками, затем делали шоперы. А в 2015 году сшили первые куртки и с тех пор выпускаем одежду регулярно.

— В Кирове магазины с одеждой называются «Людмила» или «У подруги» — откуда такое название FOS?

— FOS — это аббревиатура от Freak Out Shop. Мы не стремились, чтобы было похоже на COS или WOS — это получилось случайно. А Freak Out Shop произошло от Freak Out Group — так называлась наша промогруппа, когда мы делали вечеринки. Это было очень верным описанием того, что на них происходило, — мы пытались выйти за рамки обыденности. Тогда же, практически в самом начале, мы придумали логотип. У него очень много значений: круг — это основа основ. Это и точка — локальность, и круглая планета Земля — глобальность.

— Кто придумывает одежду и как вы ее производите?

— Практически все мы делаем вдвоем с Ритой. Сначала возникает идея: например, сшить куртку.

Не могу сказать, что нас озаряет супервдохновение — скорее, мы закрываем потребность: например, в чем ходить зимой.

Мы определяем, какая форма нам интересна, но при этом нацелены на практичный и функциональный продукт: чтобы на куртке было побольше карманов, она была непромокаемая.
Потом мы обращаемся к конструкторам. У меня нет никакого профильного образования, и я все объясняю на пальцах, у Риты больше опыта — она отучилась на портного. Мы говорим, что нужно, они разрабатывают лекала, после чего мы отдаем модель на производство.

Всю одежду FOS шьют в Кирове — в этом большое преимущество, потому что мы сразу видим результат и, после того как готова пробная модель, можем что‑то изменить. Как‑то мы сшили партию в другом городе и до сих пор не знаем, что делать с ней: товар получился очень плохого качества.

В локальном производстве есть плюсы и с точки зрения экологии: меньше перевозок, проще логистика. С другой стороны, есть существенные трудности с тканями — их приходится заказывать из других городов. Поскольку в качестве образца привозят маленький кусочек, бывает, сложно угадать, как материал себя поведет в итоге. Один раз мы заказали партию плащевой ткани, и оказалось, что на большой площади она очень сильно блестит — а мы больше любим матовые ткани. Сейчас у нас лежит несколько рулонов этого материала, и мы не знаем, что с ним делать — но, возможно, надо просто подождать лет десять, и он как раз станет актуальным.

Утепленный плащ, 7990 р.

1 из 7

Плащ, 5990 р.

2 из 7

Сумка на пояс, 990 р.

7 из 7

— Как часто вы выпускаете новые вещи?

— У нас нет регулярных коллекций и даже дропов. Мы придумываем модель, отдаем ее в производство, а потом выставляем в магазине и на сайте. Сейчас, например, мы работаем сразу над несколькими вещами — скоро выпустим мужскую парку и платье-кимоно, параллельно разрабатываем сумки.

Пока мы шьем все небольшими партиями, правда, тиражность зависит от стоимости: если это дорогая вещь, то их будет меньше, если выпускаем шоперы — сделаем побольше. И хотя от тиража зависит стоимость, мы стараемся быть демократичной маркой.

— А у вас есть любимая вещь среди тех, что вы сделали?

— Нам нравятся плащи — у них приятные форма и объем, а это как раз то, что характеризует FOS. В случае с футболками и свитшотами гораздо сложнее играть с формой — верхняя одежда больше для этого подходит, в ней лучше проявляется индивидуальность.

— Сейчас в России много марок, которые работают в этой же нише: шьют одежду на каждый день, толстовки и футболки — весь этот стритвир.

— Мы начинали со свитшотов с графикой, а потом перешли на базовые вещи — и теперь выпускаем только однотонные предметы без рисунков. Вместо цвета и графики мы стали больше работать с формой, объемом. Мы берем что‑то от рабочей одежды, что‑то от уличного стиля, от стиля милитари — нас может вдохновлять не только какой‑то бренд, но и модель или даже ее элемент: например, манжеты, капюшон или цвет. Если совсем коротко про наш стиль: минималистичная свободная форма.

— В конце прошлого года вы участвовали в Black Market Faces & Laces Locals. А перед этим выпустили лукбук — на всех фотографиях в нем виды Кирова. Город оказывает какое‑то эстетическое влияние на то, что вы делаете?

— Когда мы снимали лукбук, мы искали в Кирове места, сочетающиеся с нашими образами, кроем, — прямые линии, минимализм, однотонные, серые здания, на фоне которых хорошо смотрятся наши вещи черного, красного, бежевого цветов. Наверное, на нас неосознанно влияет город, но сказать, что FOS является лицом Кирова, сложно — это скорее дымковская игрушка. Пока, по крайней мере.

Лукбук FOS

1 из 6
2 из 6
6 из 6

— Вы собираетесь выпустить свой зин — откуда такая идея?

— Когда мы делали лукбук, мы думали, как его оформить, — так и возникла идея зина, это классная возможность увековечить эту съемку, оставить ее на бумаге. Сейчас мы готовим текст, которым снабдим фотографии, — выпустим как коллекционное издание.

— За то время, что существует марка, у вас как‑то изменились представления о том, что стоит делать?

— Мы постоянно меняемся, каждый сезон хочется делать что‑то новое, а что‑то надоедает — например, больше не хочется повторять куртку с объемными карманами. Бывают и неудачные модели, в которых разочаровываешься.

— Что самое трудное в таком процессе?

— Нужно понимать, что марка требует очень много работы, большого количества времени и полной отдачи — постоянно возникают какие‑то нюансы, которых ты не ждал: например, какие выбрать кнопки. Приходится быть и дизайнером, и технологом, и разбираться в производстве. Кроме того, очень важна хорошая команда. Но при этом, несмотря на все трудности, нужно не растерять свои творческие амбиции.

— Что будет с FOS дальше?

— Планов очень много — хотелось бы делать и мебель, и вещи для дома, чехол для машины сшить — вообще, шутка, но вполне реализуемая. Было бы интересно сделать совместную коллекцию, но не с какой‑то маркой одежды, а с компанией — как Off-White с Ikea. А пока мы собираемся расширять линейку моделей, работать над дизайном и качеством и выпускать больше вещей.

Сайт fosclothes.ru
Подробности по теме
Познакомьтесь с брендом керамики Backyard Ceramics, который выпускает бонги вместо тарелок
Познакомьтесь с брендом керамики Backyard Ceramics, который выпускает бонги вместо тарелок