В начале августа был арестован Габриель Дж.Летиция, владелец и генеральный директор AMA Laboratories — одной из крупнейших лабораторий по тестированию косметики. Компанию обвиняют в нарушениях процедуры клинических испытаний и фальсификации результатов исследований. Рассказываем, что случилось и так ли это страшно для потребителей и производителей.

Что такое AMA Laboratories?

Косметические бренды по всему миру нанимают такие компании, как AMA, для тестирования своих продуктов. Исследования показывают, насколько косметика безопасна и эффективна, только после этого товары могут быть сертифицированы и поступить на полки в магазины.

AMA Laboratories была основана в 1982 году. У нее довольно узкое направление работы: специалисты лаборатории тестируют солнцезащитные фильтры: определяет уровень SPF, степень водостойкости и соответствие косметики международным стандартам.

Что случилось?

В 2017 году после проверок ФБР и прокуратуры АМА подала в суд на нескольких бывших сотрудников и обвинила их в том, что они обманули компанию. Схема заключалась в следующем: во время тестов работники использовали меньше испытуемых, чем требовалось, и присваивали себе компенсацию, предназначенную для фиктивных участников. В ответ на обвинение один из сотрудников заявил, что владелец компании Габриель Дж.Летиция был в курсе данной практики.

На сайте для поиска работы Glassdoor начиная с 2017 года стали появляться такие отзывы от бывших сотрудников AMA Laboratories:

«Генеральный директор — сумасшедший. Высшее руководство — это шутка. <…> Генеральный директор не признает, что совершил преступление, и ФБР дважды совершали обыски в течение двух месяцев. Они обманывают клиентов и хотят, чтобы их технические работники тоже лгали…»

«Большинство сотрудников уволились в течение этого времени, а те, кого оставили, были вынуждены занимать руководящие и управленческие должности, не имея необходимых навыков…»

Весной этого года два бывших сотрудника AMA Laboratories были арестованы и выпущены под залог. В начале августа был арестован и сам Летиция. Согласно обвинительному заключению, AMA Laboratories подделывали результаты тестов в течение 30 лет.

Какие бренды тестировали косметику у AMA?

Единого списка марок, которые обращались за сертификацией к AMA, нет. А так как большинство косметических производителей не держат информацию об исследования в открытом доступе, найти клиентов AMA Laboratories непросто. При этом есть данные, что в AMA тестировались некоторые продукты брендов Raytan Protector, Herbalife, EltaMD, Adonia Organics, Goddes Garden, а также кремы популярной марки Supergoop!.

Неизвестно, знают ли клиенты лаборатории, что получили необъективные результаты исследований. На момент публикации сайт компании продолжает работать.

Это страшно?

Юлия Гагарина

Химик, технолог-разработчик косметических средств

«Эту историю нельзя назвать катастрофической или опасной для потребителя. AMA Laboratories делали заключение относительно уровня SPF-защиты по маленький выборке. Это все равно что тестировать вкус нового блюда в ресторане на двух знакомых, а не на выборке из людей с разными вкусами. Выводы могут быть некорректными.

Обеспокоенность должны выражать производители, так как они опирались на эти данные при размещении информации на этикетке. Для кожи пользователя почти не будет разницы, если у продукта SPF 28, вместо SPF 30, как заявлено на упаковке. А вот законы требуют указывать корректные цифры, иначе производителю придется выплатить штраф за нарушение. Но если реальный показатель выше заявленного (например, SPF32 вместо SPF30) — это не нарушение, а ошибка в пользу пользователя, которая не вредит здоровью».