Кто такой Джеймс Чарльз?
В октябре 2016 года 17-летний бьюти-блогер Джеймс Чарльз стал первым в истории мужчиной — амбассадором бренда косметики Covergirl. Для англоязычного ютьюбера со скромными 60 тысячами подписчиков — небывалый успех. Вовремя оказавшись на волне тренда на мужской макияж и в некотором роде его популяризировав, Джеймс стал собирать вокруг себя армию юных фанатов.
За меньше чем три года количество подписчиков Джеймса возросло до 16,5 млн, а сам блогер успел снять совместные видео со всеми популярными бьюти-ютьюберами, запустить коллаборацию с брендом Morphe, выпустить свой мерч, накрасить Ким Кардашьян, Кайли Дженнер, Игги Азалию и обнажить грудь на Met Gala.
Кто такая Тати?
Тати Уэстбрук ведет свой блог с 2010 года. Несмотря на далеко не лидирующие позиции по количеству подписчиков (до начала скандала на Тати было подписано около 6 млн человек), ее можно назвать блогером с самым высоким уровнем доверия аудитории. Взрослая, рассудительная, спокойная, далекая от скандалов и показательно неподкупная Уэстбрук очаровала и платежеспособных подписчиц категории 35+, и смышленых спонсоров.
Авторитетная блогерка прокладывала путь и новым талантам. В своих видео она не раз продвигала Джеймса Чарльза и призывала подписчиков следить за его творчеством. Уровень доверия между бьюти-блогерами дошел до максимума — Джеймс буквально называл Тати мамой и даже сделал ей макияж на свадьбу.
За девять лет работы Тати опубликовала больше тысячи роликов с обзорами на косметику, основала формат распаковок PR-рассылок и запустила свой бренд БАДов для кожи Halo Beauty. Они во многом и послужили катализатором скандала.
С чего все началось?
В начале мая на канале Тати появилось 40-минутное видео под названием «Bye, Sister» (своих поклонников Джеймс Чарльз называет sisters и каждое его видео начинается со слов «Hi, sisters». — Прим. ред.). Для большей части интернета конфликт начался с 40-минутного видео Тати. Однако поклонники блогерки обратили внимание и на предвестников — сторис с рыдающей Уэстбрук, которые появились после того, как Джеймс Чарльз, находясь на «Коачелле», прорекламировал БАДы Sugar Bear Hair.
Бренд Sugar Bear Hair — самый раскрученный бренд витаминов среди блогеров. Денег на его продвижение не жалеют настолько, что с синими мишками в зубах засветились даже сестры Кардашьян. Правда, такая активная рекламная компания вызвала только недоверие публики — блогеров, рекламирующих препараты, многие переставали принимать всерьез. Однако реклама «медведей» была под запретом для Джеймса Чарльза не только как странный репутационный шаг, но и как заявка на предательство: витаминный бренд Тати явно позиционировался как приличная альтернатива надоевшим желейным конфетам.
Сторис с плачущей Тати стали открыто порицаться другими блогерами, и только тогда девушка выложила роковое видео.
Сорок минут, посвященные Джеймсу Чарльзу, сперва передают историю долгой дружбы Тати и юного блогера, которая скорее похожа на кураторство. Тати рассказывает, как помогала Джеймсу пиаром, советами, как выбивала для блогера крупные контракты, ничего не просив взамен. Правда, Джеймс иногда совершал поступки, которые Тати не одобряла. Именно о них блоггерка решила рассказать после рекламного предательства.
Главным инсайдом, после которого Джеймса стали называть «хищником», стали неоднократные случаи совращения натуралов. Открытый гей Джеймс Чарльз не раз говорил на камеру о том, что его любимый тип мужчин — натуралы. То ли в шутку, то ли нет. Тати припомнила парню все случаи знакомства с гетеросексуальными парнями, обвиняя Чарльза в том, что он манипулирует людьми с помощью своей славы и денег. После такого обвинения в насилии от Чарльза за день отписалось около двух миллионов человек.
Что было дальше?
Короткое видео с извинениями пришло, когда за отписками от канала Джеймса и подписками на канал Тати начали следить в прямом эфире. Бьюти-сообщество разделилось. Одни обвиняли Чарльза в том, что он использовал дружбу с Тати ради славы и совращал мужчин. Другие все-таки сводили эту историю к травле 19-летнего парня взрослыми. И травля действительно началась. На волне признаний выплывали новые случаи харассмента со стороны Чарльза, однако большая их часть была фейковой. Тати Уэстбрук удалила видео и загрузила новое, в котором призывала остановить травлю Чарльза.
Такой крупный по меркам YouTube скандал не оставили без внимания и другие блогеры. Самый популярный ютьюбер PewDiePie, как эксперт в извинениях (Феликса не раз называли нацистом из‑за неудачных шуток), выпустил обзор с дельными комментариями относительно того, как именно должен был разрешить конфликт Джеймс Чарльз.
Так за пару дней конфликт исчерпал себя и продолжал редко мелькать в виде мемов, а интенсивность отписок от Джеймса подутихла.
Кто виноват?
Пару дней назад на канале Джеймса Чарльза вышло видео «No More Lies». На нем уже не настолько эмоционирующий Джеймс по полочкам разбирает каждую претензию к себе, опровергая ее скриншотами и другими доказательствами. Произошедшее начинает казаться чуть ли не сфабрикованным заговором против Чарльза. Не отменяя факта рекламы витаминов, Джеймс доказывает, что все контакты с мужчинами происходили по обоюдному согласию, а рассказы Тати сильно преувеличены.
В свою очередь Чарльз затрагивает и двойные стандарты относительно ЛГБТ-сообщества, и нарастающую атмосферу травли. Он показывает сообщения от Джеффри Стара с угрозами ему и его младшему брату. Отписки обрушиваются на каналы Тати и Джеффри, а Джеймс Чарльз оказывается реабилитированным — его все еще не поддерживают в условном предательстве своего бьюти-куратора, но этот момент не сравним с травлей, угрозами и ложными обвинениями в насилии. Достается и подписчикам Чарльза. В конце видео блогер задается вопросом, почему в реальной жизни не работает презумпция невиновности, а травлю катализируют слухи и домыслы.
Такой громкий скандал закончился практически ничем, разве что YouTube станет иначе показывать количество подписчиков каналов. После череды видео с обвинениями и извинениями Джеймса и Тати пытаются помирить их менеджеры. Чарльз набрал 15 млн подписчиков, а все участники конфликта перевели свое внимание на заботу о ментальном здоровье, ушли на небольшой перерыв и обещают вернуться с привычными обзорами на косметику.