Как мода использует технологии?

15 июля 2019 в 10:00
Охота на миллениалов объявлена давно: в ход идут не только новые фасоны, стили и цвета, но и технологии. Виртуальная примерка, кроссовки, управляемые с помощью смартфона, светящиеся платья и наряды, которые невозможно потрогать вживую, — рассказываем, на что идут бренды ради комфорта, экологичности и вау-эффекта.

Комфорт и здоровье

В 2016 году фешен-журналисты много говорили о молодой компании Emel + Aris, которая собрала 100 тысяч фунтов на создание ткани, способной менять цвет в зависимости от музыки и взглядов. Увы, ожидания не оправдались. Сейчас их сайт предлагает «умное пальто», которое прогревается с помощью полимера и работает на батарейках. Однако и его невозможно купить — сайт не обновлялся с того самого года.

Uniqlo использует технологию Heat Tech, которая позволяет даже тонкой ткани сохранять тепло. Работает она так: волокна вбирают в себя тепло тела и нагреваются. Разрабатывали ткань вместе с текстильной компанией Toray, и в этом году сотрудничеству исполнится шестнадцать лет. Однако одной технологичной коллаборацией дело не закончилось: компании создали ткани, способные охлаждать, впитывать влагу и быстро сохнуть.

Защитой от влаги серьезно озабочены такие бренды, как Gore-Tex, Schoeller, Holden, The North Face. Каждый старается создать технологию, которая не только будет сопротивляться влаге, но снижать вес изделия — что невероятно важно в условиях похода. Большого успеха в этом добилась канадская марка Du/er — ее брюки весят всего 170 грамм (обычно брюки весят около 300 грамм — Прим. Ред.).

Nike тоже готовы похвастаться обилием инноваций. У них есть технология Anti-Clog с защитой от налипания грязи, амортизация Air Max, когда в подошву впаян баллон со сжатым воздухом, FlyEase, позволяющая легко снимать и надевать обувь, и ткань Dri-Fit, регулирующая влагу.

adidas гордится своей разработкой Boost: подошва кроссовок состоит из 2000 полиуретановых капсул, каждая из которых обладает собственной амортизационной способностью. Они не подвержены влиянию погоды, поэтому сохраняют возможность смягчения нагрузки при любой температуре.

Гаджетизация

Мода примеряла на себя гаджеты, пожалуй, с тех пор, как они появились. Из последнего можно отметить сумки Louis Vuitton со встроенными экранами и обувь Maison Margiela. Издалека такая одежда смотрится довольно футуристично, но при ближайшем рассмотрении — абсолютно бесполезно. На экранах сумки LV вы сможете ознакомиться с ассортиментом онлайн-магазина бренда, а «технологию» Maison Margiela использовать только в качестве крепления для телефона.

Увы, история помнит множество неудачных попыток внедрить гаджеты в моду. В 2017 году Shiftwear анонсировали кроссовки, способные транслировать на встроенном экране дизайн, заданный пользователем. Но уже сегодня домен бренда прекратил свое существование, а о новинке никто не вспоминает.

Еще одно применение информационным технологиям нашел рынок ресейла. Компания Entrupy создала приложение, способное определять, настоящая сумка перед тобой или подделка. Для этого сотрудники стартапа первые четыре года потратили только на сбор информации для обучения искусственного интеллекта. Сегодня программа способна отличить фейк с точностью до 99,1%. Для этого необходимо сделать несколько фото внутри сумки и снаружи.

Nike зовут себя самой технологичной компанией. В январе они выпустили кроссовки Adapt BB с самозавязывающейся функцией, которая стала возможной благодаря технологии Electric Adaptable Reaction Lacing. Помимо завязывания шнурков модель может настраивать посадку и изменять цвета подсветки с помощью приложения Nike Adapt. Заряжаются такие кроссовки с помощью специального коврика, который идет в комплекте. Adapt BB быстро разобрали, но иногда их можно отследить на Grailed.

На этом эксперименты Nike с гаджетами не закончились. Упорство привело их к созданию джерси, которое можно было отсканировать с помощью приложения NikeConnect и получить билеты на баскетбол, доступ к ранним релизам и видео с лучшими моментами NBA.

У Tommy Hilfinger другая история: там выпустили коллекцию со встроенным чипом, который считывает, как часто покупатель носил ту или иную вещь. И все это ради начисления баллов по программе лояльности.

Вау-эффект

Для бала Met Gala 2019 Tommy Hilfinger создали сразу несколько нарядов, но самым запоминающимся оказалось платье для Зендаи. Специально для ее образа Золушки дизайнеры снарядили звезду корсетом, состоящим из микросхем, и подъюбником с LED-подсветкой. По мановению палочки с кнопкой активации платье меняло цвет и начинало светиться. Однако это не первое светящееся платье на красной дорожке бала Института костюмов — в 2016-м в чем‑то подобном появилась Клэр Дейнс.

На последнем показе Iris van Herpen представили кутюрную коллекцию под названием Hypnosis. Благодаря кинетике декорации и некоторые элементы нарядов приходили в движение. Весь процесс создания занял около шести месяцев, за это время дизайнеры бренды, скульптор Энтони Хоув и архитектор Филип Бисли явили миру коллекцию, скроенную из шелка, алюминия, нержавеющей стали и шестеренок.

«Хулиган английской моды» Александр МакКуин не раз прибегал к технологиям ради своих шоу. Во время демонстрации коллекции «Вдовы Каллодена» на подиуме появилась голограмма Кейт Мосс в парящем платье. А за шесть лет до этого МакКуин сделал другой технологичный выпад в сторону модного мира, окрасив платье модели и бывшей балерины Шалом Харлоу с помощью роботов.

Соцподтекст

Выпускница Central Saint Martins Беатрис Сангстер-Буллерс создала одежду, способную видоизменяться в зависимости от настроения ее обладателя. Для этого придется надеть электроэнцефалограммный браслет на голову, который будет считывать мозговые волны. Коллекция не только поднимала вопросы искусственного интеллекта и ментального здоровья, но и была создана с использованием переработанных материалов, включая Singtex, который сделан из кофейной гущи.

Сегодня выпускать одежду, сделанную из переработанных материалов, уже становится мейнстримом. Когда в 2017 году Эмма Уотсон появилась на премьере фильма «Красавица и чудовище» в платье из пластиковых бутылок, мир ахнул, но в 2019-м этим уже никого не удивишь. В экотематику ударились Tommy Hilfiger, Everlane, Антонио Берарди, Patagonia, adidas, H&M и многие другие. В ход идут пакеты, пластиковые бутылки, пластиковые бутылки, собранные с пляжа, трубочки, контейнеры и другой перерабатываемый материал.

Новая реальность

Индустрия начинает зарабатывать не только на физических вещах. Тот же Nike выпустил кроссовки Jordan, которые можно было носить только в игре Fortnite. Между прочим, этот шутер зарабатывает 300 миллионов долларов в месяц, во многом благодаря продаже «скинов».

Скандинавы пошли еще дальше. Мало того, что они отменили Неделю моды, так теперь продают виртуальную одежду — исключительно для луков в инстаграме. Бренд Carlings предлагает 19 предметов одежды стоимостью от 10 до 30 евро, которые после покупки превращаются в 3D-изображение. Прифотошопить такие не составит труда, а польза природе колоссальная.

Правда, это не означает, что виртуальная одежда поможет сэкономить. В мае этого года Ричард Ма, топ-менеджер из Торонто, купил своей жене платье за 9500 долларов. Одно «но»: наряд не был настоящим. Платье сконструировали как маску из инстаграма — супруга Ричарда сделала фотосессию, а компания Dapper Labs наложила покупку на получившиеся кадры.

В то время, как бьюти-индустрия пользуется возможностями онлайн-примерки, модный рынок только постигает это искусство. Пока к разработке виртуальной коллекции приступили только Gucci и Nike, но кто знает, может, совсем скоро мир предпочтет тратить деньги только за визуализацию товара, а не за его наличие. Ведь существуют люди, покупающие одежду только ради пары кадров в инстаграме.

Asos пока не научились наряжать клиентов в виртуальную одежду, но сумели создать приложение дополненной реальности, которое воспроизводит проходку модели в одежде бренда при наведении камеры на поверхность. Правда, смысл подобной технологии непонятен.