перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Закон о блогерах: что будет с русским интернетом-2

С 1 августа популярные блогеры и пользователи соцсетей в России приравниваются к СМИ. «Воздух» составил памятку о том, кто такие популярные блогеры, что им можно, чего нельзя и насколько все это серьезно.

Технологии

Фотография: Getty Images/Fotobank

1 августа в силу вступают поправки к «Закону об информации», в соответствии с которыми популярный блогер, пользователь социальной сети или даже интернет-форума приравниваются к средству массовой информации с понятно какими последствиями. СМИ надо регистрировать, отвечать за слова на его страницах, материться при этом нельзя и так далее. Впрочем, на практике не все будет так однозначно: считается, что новый закон будут применять избирательно. И по-другому вряд ли получится. Одни только «Яндекс.Блоги» учитывают в своей базе 180 миллионов источников — трудно представить, что власти справятся с регистрацией такого количества авторов. Поскольку новые правила вообще не очень понятные, РАЭК, главная организация, представляющая интересы интернет-индустрии, подробно объясняет их на специальном сайте. Мы тоже постарались понять эти правила и объяснить их в пяти пунктах.

Кто такие популярные блогеры

Новый закон дает такое определение: автор общедоступной страницы в интернете, которую в сутки посещают более 3000 человек. Причем посещение засчитывается, если человек проводит на странице не меньше 15 секунд (такая защита от накруток и ботов). Если на протяжении трех месяцев посещаемость держится ниже отметки в три тысячи, то вы уже не популярный блогер. Закон не уточняет, какие именно площадки имеются в виду (например, как быть с коллективными блогами или подкастами), но речь точно идет не только про ЖЖ, но и про фейсбук, твиттер, инстаграм и любой другой сайт, где есть автор, публичный текст, в том числе комментарии к нему, и его читатели. В теории попасть в эту категорию может и интернет-магазин, и промостраница.

Кто и как будет считать посещаемость

Ключевой вопрос, на который поправки дают не самый ясный ответ, если не считать ремарки о том, что методику определения количества пользователей утверждает Роскомнадзор (он же следит за исполнением закона в целом). Сейчас уже известно, что на сайтах власти будут использовать имеющиеся счетчики вроде Rambler Top 100 (см. их список, там же объясняется методика подсчета). С социальными сетями все сложнее. Допустим, в твиттере аналитика появилась, но посещаемость постов в фейсбуке или инстаграме никогда и нигде не публикуется. Теперь у Роскомнадзора появляется право требовать у них эти данные. 

Фотография: www.iamblogger.ru

Что запрещают блогерам

Все, что уже давно запрещают другие законы: разглашать гостайну, призывать к терроризму, пропагандировать порнографию, распространять недостоверные сведения, ругаться матом и так далее. Но есть и странные пункты, например: «не допускается сокрытие общественно значимых сведений» — и бог его знает, что это такое. Про Крым и вообще территориальную целостность России (см. недавнее ужесточение соответствующего закона) тоже лучше без критики, потому что блогер должен «соблюдать требования законодательства РФ, регулирующие порядок распространения массовой информации». 

Чем все это грозит и надо ли блогеру регистрироваться

Во-первых, о регистрации: она необязательная. Но если вы популярный блогер и если Роскомнадзор посчитает нужным, вас попросят зарегистрироваться за 10 дней — обяжут указать свое имя, адрес электронной и обычной почты и поставят на учет в реестр блогеров. Смысл этой затеи, вероятно, в том, чтобы за автором и его текстами было удобнее наблюдать. Как быть в этом случае с популярными авторами фейсбука, если компания не раскроет Роскомнадзору статистику их постов, остается только гадать. 

Во-вторых, поправки не говорят о каких-то особых наказаниях для авторов постов. Наказывать будут так называемых организаторов распространения информации. Например, владельцев блог-хостинга, которые не предоставили статистику посещаемости или еще что-то сделали не так. Санкции для них включают в себя штрафы до полумиллиона рублей и блокирование ресурса по «решению суда или решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» — под федеральным органом имеется в виду Роскомнадзор. 

В-третьих, зарегистрированным авторам предлагается повесить у себя значок «Я блогер»

Насколько все серьезно

Распространено мнение, что все эти поправки направлены на блогера Навального и других оппозиционеров. Да и в интервью «Ленте.ру» замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов дал понять, что закон будет применяться выборочно, и его замечательное высказывание на эту тему стоит привести тут полностью: «Если вы в своем блоге публикуете фотографии котиков, выражаетесь исключительно культурно и не разглашаете государственную тайну, эта обязанность (регистрировать свой блог) может не наступить вообще никогда — даже если у вас миллион уникальных посещений в сутки». То есть большинству беспокоиться не о чем. Не считая, конечно, этих ужасных значков.

Напомним, в начале июля Дума одобрила еще один спорный законопроект — поправки в «Закон о персональных данных», о которых «Воздух» уже писал.

Ошибка в тексте
Отправить