Watch Dogs: как с помощью джойстика стать беспринципным мерзавцем
В продажу поступила игра Watch Dogs — киберпанк-реализм про чикагского хакера от авторов Assassin’s Creed, которую опрометчиво называют клоном GTA.
Чикаго недалекого будущего; Эйден работает так называемым фиксером — семантически это противоположно хакеру, но по сути одно и то же. После одного дела анонимный работодатель решает его припугнуть; в результате гибнет эйденова племянница. Watch Dogs по-настоящему начинается через год после этого события: вокруг километры улиц, на голове бейсболка, в кармане черный пистолет и гораздо более страшное оружие — мобильный телефон. Небо над головой на месте, с нравственным законом все уже не так просто.
Watch Dogs проще (и глупее) всего объяснить через сумму ее составных частей. Это, в сущности, Assassin’s Creed пополам с Grand Theft Auto: у первой откусили паркур и вообще вертикальное измерение, у второй — чуть более важную вещь, о которой ниже. Формально в комплект добавили киберпанк: телефон Эйдена способен подключаться к городской операционной системе CTos, дистанционно переключать светофоры и взламывать телефоны прохожих. На самом деле, конечно, все это никакая не фантастика, а технологии, доступные либо уже сейчас, либо в ближайшие несколько лет («Скоро Siri будет открывать вам дверь», — сказал позавчера Тим Кук). И вот эта тонкость поднимает Watch Dogs на три головы выше «очередного клона Grand Theft Auto».
Упомянутая возможность взламывать телефоны ничего не подозревающих людей превращает Эйдена из пусть и анти-, но героя, в аморального дегенерата. Дистанционный профиль сидящего на лавочке пожилого мужчины показывает: «Болен раком в терминальной стадии; годовой доход $12 000; остаток на счете $216». Мы проглядываем все, кроме последней строчки, вскользь. Всего 216 долларов?.. Ничего, не лишние. Кнопка X незримо переводит последние, видимо, деньги несчастного на счет Эйдена. Мы идем дальше, потому что месть и черный пистолет.
У некоторых встречных денег нет, зато из их смартфонов можно скачать песни или почему-то доступ к новым автомобилям. Со многих вообще нечего взять, зато здесь начинается симулятор нашумевшего приложения Secret, только во много раз гаже (да, это возможно): случайная девица пишет подруге СМС, как переспала в Вегасе со стриптизером. Мы идем следом, уткнувшись в трансляцию взломанного чата: подруга завидует, но завидовать, в сущности, нечему — красавчик спер сумку и разбил девичье сердце. «Так тебе и надо, шлюха», — с ужасом думаем мы в своей голове чужие мысли.
Самое интересное, что все это никак не влияет на ход игры и вообще необязательно — это работает, потому что можно. Эйден в полной безопасности, отследить его вторжение в личную жизнь невозможно (а вот в корпоративные секреты — еще как), запретить красть деньги у смертельно больных и подслушивать разговоры ссорящихся супругов может помешать только этика. Причем обычная человеческая, а не какая-нибудь встроенная в игру система лояльности. До чего все это может довести, можно прочитать здесь: некоторые пользователи специально охотятся в игре за виртуальными нацменьшинствами, геями и мусульманами.
Вернемся с главному отличию Watch Dogs от Grand Theft Auto. Дело в том, что GTA сознательно и эффективно делала из своих героев (редких, между нами говоря, мразей) персонажей античной трагедии. Watch Dogs поступает ровно наоборот: она низводит не только Эйдена, движимого вполне благородными мотивами, но и почти каждого второстепенного персонажа до состояния какой-то невозможной человеческой грязи.
И катализатор этого процесса — не абстрактное развитие технологий, а вполне конкретный вектор совершенствования мобильных телефонов. Без смартфона в Watch Dogs скучно и серо (Чикаго, при всем уважении, все-таки не Лос-Анджелес, где происходит последняя GTA). А вот включенный телефон меняет все: мир вспыхивает новыми красками, к взламываемым объектам тянутся силовые линии, поступают краткие биографические справки о прохожих. Ощущение всемогущества связано даже не с возможностью дистанционно останавливать поезда, открывать замки у автомобилей и разводить мосты (хотя все это на месте). Дело в другом. Хосе: просрочил последний платеж по ипотеке, баланс счета: $156. Мария: жертва домашнего насилия, ВНИМАНИЕ! баланс счета: $468. Siri, перевести средства со счетов.