«Ведьмак-3»: сексистская, шовинистская, но пока главная игра года
«Ведьмак-3: Дикая охота», вышедшая 19 мая, стала одной из самых обсуждаемых игр последнего времени. Андрей Подшибякин делится своим впечатлением.
Это опасная, очень опасная игра. В прошлый раз нечто подобное называлось Skyrim и отняло у автора этих строк примерно четыреста часов жизни. «Ведьмак-3» — абсолютно необъятная история; магистральная сюжетная линия, связанная с поисками призрачной (и довольно жуткой) «Дикой охоты», быстро размывается и почти забывается. Отвлекает все: то нужно уморить постороннего грифона, то поухаживать за крестьянкой, то отловить в лесу алкоголика, то еще что-нибудь. При этом, как метко заметили в профильном интернете, поляки (а «Ведьмак-3» — изделие варшавской студии CD Projekt RED), в отличие от американских разработчиков ролевых игр, прекрасно знают, как должны выглядеть леса. В «Ведьмаке» в лес, натурально, хочется сходить погулять — то березка, то рябина, куст ракиты над рекой; эффект присутствия от всего этого настолько мощный, что даже красивейшие недавние игры кажутся декорациями.
Отдельная история — охотничьи квесты. В силу ряда причин, уходящих глубоко в соответствующий фэнтези-многотомник, главный герой Геральт специализируется на отлове и уничтожении разного рода тварей. В пересказе такие задания выглядят просто: прочитал соответствующее объявление — выследил монстра в лесу при помощи обостренных чувств — узнал его слабые стороны — сварил нужные зелья и припарки — убил тварь. На практике часто приходится по полчаса носиться по пересеченной местности за раненой тварью, импровизировать, прятаться и, за неимением лучшего определения, взаправду охотиться.
Примечательно, что англоязычное жанровое определение open world game никак адекватно на русский не переводится и, если честно, вообще неточно. За исключением упомянутой Skyrim, недавней Grand Theft Auto V и еще пары игр фактическая монополия на те самые open worlds в последние годы находится у издательства Ubisoft, оборачивающего в более или менее одну структуру и историческое фэнтези (серия Assassin’s Creed), и шутеры с психологическим вторым дном (серия Far Cry), и легкий киберпанк (Watch Dogs). Свобода здесь не просто по определению иллюзорна (это везде так), но и оборачивается своей прямой противоположностью — ее заменяет суета между маркерами на мини-карте и выполнение повторяющихся задач формата «поймай перышко», «подай то» и «принеси это». То, как чудовищно надоел этот паттерн, становится понятно только на примере игры, сознательно от него воздерживающейся. В «Ведьмаке-3» минимальное количество активностей для галочки; все прочее, даже самые малозначительные квесты, либо двигает одно из ответвлений сюжетной линии, либо придает происходящему чуть больше контекста, либо подчеркивает здешний магический реализм. Англоязычная пресса робко называет «Ведьмака» игровой версией «Игры престолов» — в том смысле, что здешнее средневековье, несмотря на эльфов и магию, довольное аморальное и сразу в нескольких смыслах грязное место.
Разумеется, по этому поводу немедленно разгорелся масштабный скандал в модном в последнее время жанре «феминистки против объективации». Влиятельное онлайн-издание Polygon опубликовало рецензию, в которой обвиняет CD Project RED в шовинизме, женоненавистничестве и той самой объективации. «Я понимаю, что «Ведьмак-3» задумывалась как темное, грязное фэнтези, — пишет автор, — но в мире, который так настаивает на своей реалистичности, огромное количество жестокости по отношению к женщинам выглядит не штрихом к картине, а осознанным фокусом разработчиков». Помимо жестокости, претензии предъявляются к слишком откровенным нарядам — автор текста отдельно упоминает о декольте одной из героинь, которое, как он готов поклясться, периодически обнажает сосок! Дальше на полном серьезе следует упрек в расизме — дескать, абсолютно все персонажи «Ведьмака-3» белые. Обсуждение рецензии вылилось в адские споры и, как говорят в определенных кругах, бомбежки по всему интернету — в том числе и русскоязычному; в том числе и с участием авторов женских блогов; в том числе и с использованием абсолютно инфернального слова «мужлó».
Сказать по этому поводу хотелось бы следующее. Во-первых, игры наконец-то вышли на уровень обсуждений, которое кино успело пройти лет двадцать назад, — то есть окончательно легитимизировались в культурном пространстве. Во-вторых, про «Ведьмака» (и про игры в целом) из феминистских скандалов узнало больше людей, чем привела бы сколь угодно масштабная рекламная кампания. В-третьих, игры всегда делались и по сей день делаются, а также потребляются тем самым, извините, «мужлом» — это довольно четко сегментированная в гендерном смысле индустрия, примерно как профессиональный командный спорт. Просто это по-прежнему очень молодой медиаформат, где год идет за пять, — к первой трилогии «Звездных войн» тоже можно было предъявить зеркальные претензии. Женщина там была всего одна, и та выполняла функции переходящего приза. Негр — тоже один, и тот жулик и предатель. Через некоторое время Лукас все исправил, но стало хуже. Теперь Абрамс пытается, с одной стороны, вернуть как было, а с другой — чтобы с сильными независимыми женщинами и без расовых стереотипов. В играх все, кажется, будет примерно по такому же сценарию, но значительно быстрее.
P.S. И да, «Ведьмак-3» на самом деле пока главная игра года.