Телефон года: Nokia 3310
Поскольку с телефонами ничего выдающегося больше не происходит, профильные компании вспоминают классику и воскрешают аппараты с кнопками. Филипп Колесник — о реплике классической «Нокии».
Что надо знать о главных телефонах сезона? В новый аппарат компании Samsung модели S5 добавили кнопку со сканером отпечатка пальца (и датчик сердечного пульса!). У телефона компании Apple модели 5S такая кнопка появилась осенью, но, наверное, у вас тоже есть знакомые, которым до этих «fingerprints» нет никакого дела. Еще вышел новый HTC One, и он золотой. В общем, сказать что-то дельное про айфон и андроиды не получается, ну разве что одни пользователи уже могут скачать невыносимо красивую головоломку Monument Valley, а другие еще нет.
Главная интрига последних двух-трех лет все та же — слухи, что осенью Apple выпустит айфон размером с чебурек. Но кто переживает о размерах, когда исследователи и визионеры предсказывают смерть смартфонам как классу. Самые светлые головы всех корпораций зла, кажется, давным-давно забросили телефоны и думают только о том, как превратить в один большой компьютер связанные между собой часы, автомобильные системы и прочие поверхности, которые просто научатся читать наши мысли.
Пока интерфейсы и компьютеры будущего находятся в разработке, пользователей волнуют более насущные вещи, но вряд ли кто-то теперь будет с этим разбираться. Самое очевидное — мобильные по-прежнему приходится заряжать каждый день, иногда дважды. В этом смысле списки лучших телефонов почти не меняются, а их составление превратилось у техблогеров в такую рутину, что пора уже хотя бы из чувства протеста назвать телефоном года свою старую Nokia или Motorola.
На днях как раз появился повод: артель Lëkki выпустила обновленную Nokia 3310, сверхпопулярный и надежный, как лапландский лесоруб, телефон десятилетней давности. Lëkki — это мастерская в Париже, где под лозунгом «Назад к истокам» слегка обновляют и снова пускают в продажу ретрогаджеты — кнопочные телефоны, консоль Game Boy и прочее. Формальная цель предприятия — спасти планету от технологического мусора или, по крайней мере, доказать, что перевыпуск гаджетов приносит деньги.
Это не первая попытка вернуть к жизни старые устройства. Но если реаниматоры пластиночных проигрывателей, поляроидных камер и прочих ретрокультов решали скорее задачи небольшой группы ценителей, одержимых ностальгией и дизайном интерьеров, то проекты вроде Lëkki уже немножко больше похожи на выполнение социального заказа. Скажем, Nokia 3310 раскупили за несколько дней. Цена устройства — 100 евро — в три с чем-то раза выше, чем у оригинала. Правда, из магазина нам пишут, что первая партия была маленькой, когда будет вторая, неясно, потому что у них проблемы с поставщиками (судя по всему — с наличием аппаратов на eBay). Но если что, обновленные Nokia 3310 продают в соседнем магазине trentetroisdix.com, а в самом Lëkki остались реплики других великих компаний прошлого — Motorola и Ericsson.
В любом случае секрет успеха идеального ретротелефона более или менее понятен. Прежде всего надо найти аппарат, воспетый в бородатых мемах и имеющий практический смысл в настоящем. Тут у Nokia 3310 все в порядке. Он умеет звонить, отправлять эсэмэски и помнит имена друзей — что еще требуется от телефона? К тому же он настолько прочный, что способен заменить молоток, его монохромному экрану (который вмещает аж пять строк текста) не страшен солнечный свет, и заряжают его примерно два раза в месяц.
Затем телефон нужно освежить — перекрасить, обновить батарею, заменить тусклый пластиковый ободок на сияющий металлический и упаковать в симпатичную коробку (чтобы пользователи охотнее записывали процесс распаковки и выкладывали ролики на YouTube). Да, у Nokia 3310 своебразный интерфейс, нет приложений, и это уже не изменить. Но в этом все дело: вместо того чтобы делать очередной инстаграм и искать на пляже вайфай, можно, наконец-то, заметить море. А для чрезвычайных ситуаций в телефоне есть головоломка «Змейка» — не Monument Valley, конечно, но тоже в некотором роде бессмертная красота.