Solar Impulse: главное приключение года
Меньше чем через месяц впервые в кругосветный полет отправится самолет на солнечных батареях — Solar Impulse 2. «Воздух» побывал на швейцарском аэродроме, где самолет готовят к кругосветке, и объясняет, что этот полет значит для мира будущего.
Что такое Solar Impulse
Одна из тысяч завораживающих фотографий с Solar Impulse — возможно, самым красивым самолетом в мире в данный момент
Это самый амбициозный проект нашего времени в области так называемых чистых технологий и энергии: большой двухместный самолет на солнечных батареях, который попробует совершить кругосветный полет вообще без топлива. Путешествие продлится пять месяцев, из которых собственно полет — 23 дня, в том числе пять суток беспрерывного полета над Тихим океаном. Управлять им будут двое энтузиастов, придумавших всю эту грандиозную историю. Это будет вторая модель Solar Impulse — первая уже поставила 8 рекордов; в частности, это был первый самолет на солнечных батареях, который пересек два континента и смог лететь всю ночь на дневном запасе накопленной энергии.
Кто его придумал
Инженер Андре Боршберг (слева) и аэронавт Бертран Пиккар
Двое швейцарцев, они же пилоты Solar Impulse 2. Идеолог проекта — Бертран Пиккар, потомственный авантюрист и ученый (его дед первым добрался на воздушном шаре до стратосферы и изобрел батискаф для изучения морских впадин), психотерапевт, аэронавт и человек, совершивший первый беспосадочный полет вокруг света на воздушном шаре в 1999 году. Перед стартом путешествия на шаре Пиккар решил на всякий случай взять с собой дополнительные четыре баллона с пропаном и оказался прав — после приземления в последнем резервуаре оставалось меньше четверти от припасенного газа. По его словам, тогда же он впервые задумался об аппарате, который мог бы совершать длительные перелеты вообще без топлива.
Уже через несколько месяцев Пиккар начал воплощать идею вместе с Андре Боршбергом, инженером, финансистом и авиатором, служившим в швейцарских ВВС. Все 15 лет работы над Solar Impulse он был CEO проекта, который собрал почти сотню специалистов из совершенно разных областей. Пиккар же — идеолог и руководитель проекта: он нашел кучу спонсоров, получил поддержку ООН и других международных организаций.
Зачем им это нужно
Solar Impulse барражирует над швейцарскими деревнями
Пиккар и Боршберг считают, что за зелеными технологиями будущее планеты и рано или поздно все к этому придут, а пока не пришли, можно привлечь к альтернативной энергии внимание — благо репортажи о полете Solar Impulse гарантированно появятся во всех телевизорах планеты. Правительство Германии уже регулярно сообщает о новых рекордах по доле потребленной энергии, полученной из солнечных батарей (например, до 50% за сутки прошлым летом). Почему бы не внедрить их в авиастроение и, возможно, совершить в нем маленький переворот? Философию полета Solar Impulse можно свести к короткой цитате Пиккара: «Приключение в XXI веке заключается в использовании творческих способностей человека и присущего ему духа открытий, которые вместе способны создать новый уровень жизни».
Из чего сделан Solar Impulse
Перед командой инженеров, работавших над прототипом самолета, стояла нестандартная для авиаконструкторов задача: найти материалы, которые максимально облегчили бы вес конструкции, но позволили бы удержать довольно большие по площади батареи. Сначала с помощью Dassault Systèmes — единственной из 80 компаний, работающих над самолетом, которая до этого была занята в авиастроении, — они разработали 3D-модель прототипа, чтобы понять, способен ли он летать вообще. Затем был собран прототип, взявший первую пачку рекордов, еще позднее — его улучшенная версия, которая и полетит вокруг света. Размах крыла Solar Impulse сравним с крупнейшим авиалайнером в мире, Airbus A380, но фюзеляж его намного меньше. Под крылом находится четыре литий-ионных аккумулятора (такие же, только поменьше, встроены в ваши ноутбуки и смартфоны), на нем 17248 батарей. Целиком самолет весит 2,3 тонны, в два раза меньше, чем африканский слон, и чуть больше, чем Porsche Cayenne. Обшит он сверхлегкими карбоновыми листами, каждый из которых весит в три раза меньше, чем сопоставимый по площади лист бумаги.
Средоточие современных технологий — кабина пилотов, которая, несмотря на легкость конструкции, должна выдерживать давление и низкую температуру на высоте 8000 метров. Для Solar Impulse 2 был разработан собственный автопилот. Кокпит оборудован системой тревоги: если угол наклона крыльев у пассажирских самолетов не превышает 25 градусов, то в случае Solar Impulse тревога сработает уже в случае наклона в 5 градусов. Встроенная система ЭКГ отслеживает самочувствие пилота и посылает данные их врачам, которые будут находиться в следующем промежуточном пункте. Туда же, на передвижную базу команды, ежесекундно будут отправляться данные о температуре моторов, напряжении аккумуляторов и прочее — передавать их будет операционный центр самолета, черная пятикилограммовая коробка, которой для работы требуется не больше 50 ватт. За прогноз погоды и наблюдение за окружающими метоусловиями отвечает специальный бортовой датчик, которым занимался специалист из NASA.
Где его собирали
Поскольку семидесятиметровое крыло ни в одни ворота не влезет, самолет на взлетную полосу выкатывают боком
Офис, мастерская, пресс-центр самолета находятся в двух часах езды от Женевы, на военном аэродроме швейцарских ВВС в Пайерне, и занимают небольшой ангар. Ангар этот предназначался для упавших истребителей, но поскольку с пайерновскими истребителями долгое время ничего такого не происходило, в него пустили команду проекта. В начале января 72-метровое крыло разделили на три части (каждая размером с теннисный корт) и вместе с кабиной и фюзеляжем запихнули в «Боинг-747», который доставил разобранный Solar Impulse из промозглой Швейцарии в Абу-Даби, где всегда безоблачное небо и откуда самолет отправится в кругосветное путешествие.
Когда и как он полетит
Хроника самого первого полета самолета на аэродроме в Пайерне
Старт состоится в Абу-Даби где-то между 27 февраля и 1 марта, точную дату на момент написания статьи еще не назначили. Самолет на скорости 50–100 км/ч преодолеет 35 000 километров и совершит дюжину остановок на территории Омана, Индии, Китая, США (в том числе на Гавайях), Испании или одной из стран Северной Африки — и приземлится снова на территории ОАЭ. Эти 12 остановок делятся на три типа: длительные, больше трех дней, во время которых для Solar Impulse будут строить временный ангар, проводить в нем конференции, приглашать журналистов и гостей; кратковременные, на пару дней, для технической проверки и небольшого отдыха пилотов; пит-стопы на 6–10 часов только для того, чтобы пилоты поменялись местами, потому что внутри салона они сделать это не могут из-за его небольших габаритов. Весь маршрут проходит по более-менее одной параллели выше экватора, выбирали его исходя из погодных условий и облачности.
Как пилоты будут спать и ходить в туалет
Ролик, рассказывающий о жизни в кабине
Самый насущный вопрос, который беспокоит человека, узнавшего о Solar Impulse: как пилоты будут ходить в туалет? В прототипе самолета туалета и места для сна не было, и отчасти поэтому он поднимался в воздух не дольше чем на 26 часов. Обе проблемы решили с помощью новых кресел, которые откидываются, как их аналоги в первом классе (только удобнее), и в которые встроен туалет. «Можно сказать, что мы весь полет будем сидеть на унитазе», — шутит Пиккар. Впрочем, на случай поломки есть и альтернативное решение.
Пиккар и Боршберг разработали собственную систему сна — отдыхать они будут не больше 20 минут через каждые 2 часа. По их словам, за 20 минут мозг и тело способны накопить достаточно сил, но не смогут провалиться в глубокий сон, из которого сложно отреагировать на тревогу. Оба пилота долгое время практикуют йогу и освоили медитацию, для каждого научным центром Nestlé была разработана собственная диета, в сутки они будут съедать 2,5 килограмма еды и выпивать 2,5 литра воды и литр спортивных напитков.
Почему этот полет может изменить авиацию
Поскольку летит самолет не очень быстро, за 23 дня в полете летчики смогут разглядеть массу интересного