Смерть чекина: что происходит с Foursquare
«Воздух» объясняет, почему Foursquare отказывается от чекинов, зачем нужно его новое приложение Swarm и как в одно прекрасное утро сервис настолько поумнеет, что сам объяснит, куда вам идти.
Веб дал миру понятие гиперссылки, Facebook подарил нам лайк, Instagram — селфи, а Foursquare — чекин, возможность без лишних слов показать на карте знакомым, где вы были. Так вот теперь, как говорится, это официально: про чекин можно забыть. Компания объявила, что летом эту функцию из Foursquare уберут, приложение основательно перепишут и превратят в умный путеводитель по галактике; для любителей социальной геолокации выделили отдельную игровую площадку — называется Swarm. Коротко говоря, старое приложение говорит, где поесть, новое — куда подевались друзья. И похоже, это разделение — лучшее, что случилось с сервисом за всю его историю.
Собственно, изобретение чекина было трюком, имеющим довольно косвенное отношение к высоким технологиям и главной цели разработчиков Foursquare — построить локальный поисковик, рассказывающий людям, что интересного происходит в городе, а желательно — в их районе. При этом разработчики понятия не имели, что происходит где бы то ни было, и уж тем более не могли эти события оценить. Единственное, что они могли использовать для оцифровки всего на свете, — ручной труд пользователей, их отметки на карте и комментарии к местам, где они побывали.
Декабрьский ролик очередной версии Foursquare. Swarm пока еще только в планах, но уже понятно, что геолокационный сервис больше не игра по спортивному ориентированию. Это путеводитель с новостями и советами друзей, что происходит вокруг и куда сходить
«Никакого другого способа точно определить местоположение владельцев мобильных в 2009 году мы не знали, — говорит в интервью The Verge основатель Foursquare Деннис Кроули, — машины более-менее научились этому только сейчас». В этом, между прочим, весь Swarm: да, он унаследовал форскверовскую кнопку чекина (ее сохранили и в основном приложении, но это временно), в него добавили смешную опцию Nearby Plans, чтобы приглашать соседей на пьянку, в него добавили много чего еще (см. полный список нововведений), но самое важное, что о нем надо знать: пользователя, наконец-то, освободили от ручной работы. Сила Swarm в технологии passive location-sharing — приложение умеет автоматически следить за передвижениями пользователя и сообщать об этом друзьям, и наоборот.
В свое время, чтобы заставить людей заново составить карту планеты, создатели Foursquare понадеялись на дух соревновательности и раздачу символических наград. Возможно, это сработало потому, что у пользователей появился невероятно экономичный способ доказывать свое превосходство над другими пользователями — без постов, фотографий и лишних движений. Наверняка у каждого был знакомый с иконостасом беджей, он же многократный мэр в «Джоне Донне», ценитель пирогов в баре-буфете «Николай», сегодняшний посетитель музея Casa Batlló, месяц назад отметившийся на Чавенг-бич. И слава богу: благодаря таким знакомым вселенная Foursquare размечена с такой тщательностью, что найти можно что угодно: и автомойку в районном центре, и резиденцию в Ново-Огарево, и полянку, где снимали фильм «Powers of Тen», и хорошее кафе в незнакомом городе вместе с паролем к вайфаю в нем, и нечто под названием Boom Boom's House of Greasy Cheap Anal Play, и вообще все лучшие заведения и самые удивительные варианты провести время — всего 60 миллионов локаций, снабженных советами, картинками и шестью миллиардами чекинов (статистику сервиса о самых популярных смотрите на www.4sqstat.com, вот раздел про Москву).
Правда, несмотря на все успехи, пару лет назад темпы роста Foursquare замедлились (сейчас это 50 миллионов человек — сравните с 200 миллионами у более молодого Instagram). В прессе заговорили о трудностях с финансированием соцсети и ее возможной продаже. С одной стороны, людям просто надоело во все это играть. С другой — необходимость ставить отметки и что-то публиковать отпугивала тихое большинство пользователей, которые слышали, что Foursquare — отличный гид, но потом, открывая приложение, слегка удивлялись. «Это примерно то же самое, — говорит Деннис Кроули, — как если бы приложение YouTube начиналось с одной большой кнопки «Загрузить видео». Так уж вышло, объясняют разработчики в своем блоге, что Foursquare предполагает два разных сценария действий и, соответственно, два типа пользователей. Причем статистика показывает, что лишь пять процентов используют сервис по полной: и как летопись собственных приключений, и как коллективный путеводитель.
В общем, это дробление сервиса выглядит очень логично, к тому же создатели Foursquare не выдумывают ничего нового. Все крупные сервисы делают сейчас то же самое. Facebook переносит чат из основного приложения в Messenger, а для тех, кто только читает ленту, запускает ридер Paper. От гугловского Google Drive отпочковывается мобильный редактор Google Doc. Даже Dropbox открывает Carousel, особый фотоальбом для пользователей файлового хранилища. Похожие примеры можно найти и в России, если вспомнить «Яндекс», у которого уличная навигация и карты представлены разными приложениями. Ну и каждый, наверно, уже слышал это сто раз: сервисы, которые умеют все сразу, не приживаются в мобильных устройствах, людям нужны приложения, которые умеют немного, зато делают это хорошо.
Считается, что новый Foursquare, легкий, понятный, без набившей оскомину геймификации, сможет наконец побороться с каталогом Yelp за миллиардный (американский) рынок локального поиска ресторанов, распродаж и парикмахерских. Но дух захватывает не от этого: в том же интервью The Verge Деннис Кроули рисует совсем уж невероятные перспективы Foursquare, как будто цитирует одну из глав книги про обнаженное будущее, где благодаря машинам людям почти все известно заранее. Речь даже не про то, что телефон сам расскажет о происходящем на соседней улице. Приложение, сверяясь с историей пользователя и его друзей, научится угадывать, понравится ли ему то, что на этой улице происходит. Условно говоря, если человек в течение полугода зашел в пять японских ресторанов, скорее всего ему в принципе нравятся суши. Возможно, машина даже поймет, что все-таки не суши, а роллы. За это будущее отвечает новое форскверовское изобретение — Pilgrim, геолокационный рекомендатор (если можно так перевести термин location-guessing engine), который в скрытом режиме следит за перемещениями человека и делает, так сказать, выводы. В этом смысле упомянутая выше технология passive location-sharing в приложении Swarm, кажется, лишь верхушка айсберга. И что бы там в итоге ни вышло, одно ясно точно: чекинам тут не место. Люди нарисовали карту мира, теперь за дело возьмутся машины, большое всем спасибо.