«Сегодня домашние 3D-принтеры печатают какую-то хрень»
Константин Иванов, создатель сервиса 3DPrintus, рассказал «Воздуху», почему наши дома не превратятся в китайские фабрики, кому на самом деле нужны домашние 3D-принтеры и какое будущее у печати вещей на заказ.
- Начнем с любимой картинки — это старая фантазия из журнала Wired о том, что в 2017 году мы сможем купить на сайте эскиз баскетбольного мяча и распечатать его прямо у себя на столе. 2017 год уже скоро, но 3D-принтеры — это по-прежнему выпуск бижутерии.
- Я бы не назвал это даже бижутерией, нынешние домашние 3D-принтеры печатают какую-то хрень. А картинка замечательная. Как в фильме «Назад в будущее», где нам обещали, что скоро мы будем летать на машинах. Надо понимать, что домашние принтеры — это сильно ограниченная штука. В отличие от промышленных они не умеют и вряд ли скоро научатся печатать вещи одновременно из разных материалов. Это только первый шаг к далекому будущему, где каждый дом станет фабрикой. Но сам я против такого развития событий и самой идеи домашней фабрики. Мы же не покупаем домой дорогое полиграфическое оборудование, чтобы печатать на нем буклеты и визитки — мы заказываем их тем, кто занимается этим делом профессионально. Мне кажется, что на ближайшее время принтеры вещей — это больше сервисная история. Будет все больше таких компаний, как наша, которые предоставляют услуги промышленной 3D-печати.
- Расскажите тогда, что у вас за сервис. Многим вообще непонятно, чем вы занимаетесь.
- Многие думают, что 3D-печать — это что-то про домашнюю фабрику, про какое-то домашнее устройство. Но если говорить не о промышленном прототипировании или медицине, а про потребительский рынок, главный смысл 3D-печати в производстве персонализированных вещей, которые вы сами проектируете, но производство которых поручаете другим. Речь может идти о чем угодно, начиная от простых вещей вроде колец и браслетов, заканчивая предметами интерьера, фигурками с героями игр и мультфильмов или 3D-селфи, трехмерной моделью самого себя с телом, ну скажем, Бэтмена.
- Как это работает? Как мне сделать 3D-селфи?
- У нас есть сайт 3DPrintus — онлайн-платформа для 3D-печати персонализированных вещей. Вы обращаетесь к нашему сообществу дизайнеров с идеей вещи, они прямо на сайте создают вам 3D-модель, и мы отправляем ее в производство. Это только один из сценариев. Скажем, в этом месяце мы запустили новый сервис для дизайнеров, которые сами могут спроектировать 3D-модель. Дизайнер загружает на сайт файл с моделью — система исправляет в нем ошибки, предлагает около 20 материалов для ее печати, от пластика до драгоценных металлов, показывает стоимость производства. Дизайнер может пойти еще дальше — распечатать эту вещь и выставить ее на продажу в нашем магазине.
- Как я понимаю, производства у вас нет, вы размещаете заказы у владельцев промышленных принтеров. Вы не боитесь, что пользователи могут обратиться либо к ним, либо вообще в зарубежные сервисы 3D-печати, например в Shapeways.
- Да, мы сотрудничаем в основном с российскими предприятиями, среди них есть и НИИ, и маленькие фирмы. С производственными мощностями в 3D-печати у нас в стране все в порядке, более того, они часто простаивают. Но рядовой покупатель к ним не ходит, потому что обычно у них не самый лучший клиентский сервис, к тому же они вряд ли возьмут заказ, если вы попросите их распечатать на промышленном принтере одно кольцо. В Shapeways российские пользователи тоже больше не ходят, потому что наша таможня до сих пор не разобралась, как регламентировать весь этот распечатанный товар, его просто не пускают через границу, и Shapeways уже пару лет как не доставляет заказы в Россию.
- А что у вас чаще всего заказывают? Была недавно новость о производстве российских трусов и лифчиков из пластика, и вы, кажется, в этом тоже участвовали. Это популярный заказ?
- Это был эксперимент компании Lascana, одного из подразделений Otto Group, они придумали концепт нижнего белья, мы занялись реализацией идеи, показ проходил на питерском фестивале Geek Picnic. Но пока это абсолютно подиумная история, пример того, как технологии 3D-печати проникают в индустрию моды, не более того. Сейчас больше половины наших заказов — это прототипы промышленных изделий: архитектурные макеты, модели машин для выставок и тому подобное. Человеческие вещи — украшения, какие-то арт-объекты или фигурки популярных персонажей — заказывают, конечно, реже. Обычный покупатель пока еще все это не распробовал. За последние восемь месяцев мы произвели примерно 1500 предметов. Это неплохо, если учесть, что рынок потребительской 3D-печати в России появился примерно в прошлом году. И это очень мало по сравнению с Америкой, где тот же Shapeways работает уже лет семь и за это время собрал у себя на сайте целую армию дизайнеров, которые продают там сотни тысяч товаров. То есть нам много всего предстоит, в том числе привлечь дизайнеров, которые пока работают над своими вещами более традиционным способом. Мне кажется, у нас этот рынок может выстрелить через два-три года.
- И что будет через два-три года?
- Надеюсь, нас ждет расцвет того, что называют customizable things. Предметы на заказ, которые покупатель сам собирает в онлайн, если по-русски. То есть появится еще больше инструментов для кастомизации самых разных предметов, что-то вроде редакторов вещей. Условно говоря, у вас на экране есть эскиз кулона и десять ползунков, с помощью которых вы можете изменить его цвет, геометрию, нанести надпись и прочее. В России таких редакторов пока нет. За рубежом есть, и в этой области мы сотрудничаем с Thinker Thing, у них есть андроидовское приложение, позволяющее собрать маленького робота практически любой конфигурации и заказать его печать, у нас в том числе, в хорошем качестве на промышленном принтере. И еще сейчас договариваемся с Jweel, это кольца на заказ.
- Вы по понятным причинам не очень любите домашние 3D-принтеры, но все же это по-прежнему довольно популярная тема. Какое будущее их ждет? И можете посоветовать пару хороших принтеров?
- К сожалению, да, популярная. Хотя, надо признать, домашние принтеры постепенно становятся лучше. Срок многих патентов истекает, люди пытаются внедрять промышленные технологии в формате потребительских устройств. Но я думаю, что востребованы они будут по большей части среди профессионалов, например в дизайн-студиях для распечатки пробных партий товара. Я сам собираюсь купить себе в офис принтер у Form Labs. Он стоит три тысячи долларов, и это такой айфон в своем классе. Удобный, красивый — и, главное, у него хорошее качество печати: предметы получаются гладкими, с высокой детализацией. На «Кикстартере» есть еще несколько проектов принтеров, где отчасти уже применяются технологии промышленной печати. Из них я бы посоветовал вот этот Titan или серию Ice. Но только сомневаюсь, что все это нужно домохозяйствам. В них, скорее всего, востребованы будут совсем простые вещи. Например — принтеры еды. Поиграть как бы в 3D-принтинг, поставить у себя на кухне фабрикатор, печатающий из теста или шоколада. Мне кажется, такие устройства неплохо бы продавались в магазинах бытовой техники, если бы стоили долларов пятьсот и были понятными, как СВЧ, где нажал две кнопки — и все готово.
Теги
Интервью