перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ретроспектива Halo: игры этой зимой можно больше не покупать

В продажу поступила Halo: The Master Chief Collection, масштабная ретроспектива великого игрового сериала. Андрей Подшибякин вместе с остальным миром вспоминает, что нам подарила вселенная Halo.

Технологии
Ретроспектива Halo: игры этой зимой можно больше не покупать

Первая Halo для Xbox One оказалась не номерной пятой серией (она ожидается в 2015 году), а коллекцией первых четырех — с Мастером Чифом в главной роли. Из совсем нового здесь только HD-ремейк Halo 2 — со свежей графикой и, что важнее, с фантастическими новыми сюжетными роликами, которые при большом желании можно смотреть как полноценное кино (и будет оно на три головы выше официального телесериала «Halo: Forward Unto Dawn»). HD-версия первой Halo пару лет назад выходила на Xbox 360 и в The Master Chief Collection присутствует без изменений; Halo 3 и Halo 4 и так были одними из лучших игр для Xbox 360, никаких новшеств им было не нужно. Еще надо сказать, что в коллекцию не вошли лучшая часть сериала (Halo: Reach), его худшая часть (Halo 3: ODST) и спин-оффы (недооцененная стратегия Halo Wars и дурацкий аркадный шутер Halo: Spartan Assault).

Правильнее всего играть в это подряд — так видна не только эволюция сериала и его главного героя, но и эволюция высокобюджетных шутеров вообще. Сейчас в это трудно поверить, но Halo: Combat Evolved была первым шутером, созданным исключительно для управления с геймпада (хотя со временем вышел ПК-порт с традиционной схемой «мышь-клавиатура»). Тогда многим это казалось ересью; сегодня ересью кажутся все остальные варианты. В Combat Evolved также дебютировала инновационная концепция так называемых action bubbles: это когда игра состоит из ритмически сменяющих друг друга периодов затишья и зверских перестрелок, сейчас это настолько привычно, что кажется само собой разумеющимся. В Halo появились и вещи, с тех пор мало кем превзойденные: например, искусственный интеллект врагов, которые очень не хотят гибнуть и не стесняются даже убегать в случае явной опасности (им это, правда, не помогает).

Halo 2, которой в этом году исполнилось десять лет, — огромная, масштабная, ни на что не похожая игра, чудом не рухнувшая под весом собственных амбиций. Возможность стрелять с двух рук, отдельная кампания за представителя вражеской расы Ковенант, абсолютно голливудские эпизоды вроде абордажа гигантского шагающего танка, важнейшее откровение о сущности и природе разумного биологического оружия Flood; именно в Halo 2 враги впервые назвали Мастера Чифа Демоном — и отдельно объяснили, что это одновременно оскорбление и комплимент. В сиквеле стало по-настоящему понятно, что Спартанец-117 — не герой боевика, а герой эпоса, галактической Эдды. Именно ДНК Halo 2 больше всего в следующем большом проекте студии Bungie — онлайновом шутере Destiny.

На момент выхода Halo 3 в 2007 году про суперзвездный статус Мастера Чифа и его именной серии уже все всем было понятно, поэтому Bungie пошла вразнос. Halo всегда отличалась некоторым пренебрежением к новоприбывшим: никто особенно не трудился объяснять пользователю, кто такие Ковенанты, что им нужно от человечества и почему вообще происходит все то, что происходит. Halo 3 с разбега кидается в водоворот событий: какие-то дикие поездки по джунглям, прыжки в открытый космос верхом на бомбе, хитросплетения клановых войн инопланетных пророков — как смотреть последнюю серию «Трансформеров» с середины и уйти за полчаса до конца. И это тоже одновременно оскорбление и комплимент. В финале Halo 3 по погибшему Мастеру Чифу была отслужена панихида, но герои Эдд, как известно всем читателям комиксов, никогда окончательно не умирают.

В Halo 4 изменилось почти все: студия Bungie попрощалась с Microsoft и перешла к Activision, серией Halo занялась новообразованная 343 Industries. Все сомнения по поводу будущего серии у тех, у кого они почему-то были, развеялись в первый же день продаж — за первые 24 часа своей жизни Halo 4 заработала 220 миллионов долларов. Героям Эдд неважно, кто именно слагает о них саги. Начало новой трилогии (официально называемой Reclaimer Trilogy), новая вражеская раса, никаких политических заморочек с Ковенантами и четкий христианский символизм — помимо воскресения спасителя здесь присутствует мощная и прямая отсылка к Люциферу. Его роль исполняет Дидакт — мощнейший персонаж сериала, до этого почти лишенный индивидуальностей.

Это, кстати, отдельно интересно: Мастер Чиф принципиально лишен лица — его место занимает зеркальный шлем. Все остальные ключевые герои Halo либо неодушевленные механизмы, как 343 Guilty Spark и искусственный интеллект Кортана, либо инопланетяне, как Arbiter и аятоллы Ковенанта, либо вообще чистое негуманоидное зло, как Gravemind и вот как раз Дидакт.

The Master Chief Collection, короче говоря, это четырехтомная история современного игрового блокбастера. Помимо всего перечисленного, в ней есть еще документальный фильм о создании серии, бесконечные многопользовательские опции, хитрые плейлисты, позволяющие проходить кампании в новом порядке, и доступ в бета-версию Halo 5. Теоретически ни во что другое этой зимой можно вообще не играть. Но важнее, повторимся, другое: своими глазами увидеть, как Halo последовательно стала больше самой себя, больше своей родной приставки, больше своей родной студии и больше вообще почти всего остального в современных высокобюджетных играх.

Ошибка в тексте
Отправить