Проблема айпэда: кому нужна таблетка Apple
После вчерашней эппловской презентации общественность, кажется, снова задается вечным вопросом о том, какой новый айпэд выбрать и, главное, зачем. Ответа на него никто не знает.
Вчера Apple провела последнюю в этом году презентацию, на которой анонсировала iPad Air 2 и iPad mini 3, iMac с ретиной, выход OS X Yosemite для всех (скачать ее можно прямо сейчас) и начало работы платежной системы Apple Pay (с понедельника и пока только в Америке). Особых сюрпризов не было, поскольку об этих релизах мы и так уже знали почти все, в том числе то, какие они будут замечательные. Например, про новые айпэды на днях проговорилась сама Apple. В них добавили датчик отпечатков пальцев Touch ID. Они, понятно, стали тоньше, быстрее и еще лучше. У них появилась золотая версия. Еще слухи обещали 27-дюймовый iMac с ретиной, и вот теперь Apple советует его тем, у кого есть как минимум 2500 долларов и желание купить десктоп плюс телевизор с разрешением большим, чем у экранов 4K.
Операционную систему Yosemite публике показывали в июне вместе с мобильной iOS 8, и тогда же стало ясно, что у пользователя эппловских устройств будет еще меньше причин менять эти устройства на какие-то другие. Сближение обеих операционных систем продолжается. Не считая нового дизайна и всей этой небесно полупрозрачной красоты, главное достижение нынешнего этапа — Continuity, набор функций, синхронизирующих маки, айфоны и айпэды таким образом, как если бы все они были разными экранами одного устройства. С компьютера теперь можно звонить и на нем же принимать входящие телефона, а телефон и планшет, в свою очередь, помнят, чем человек занимался на компьютере и предупредительно открывают ту же страницу презентации, над которой он работал в десктопной версии Keynote.
В общем, по сравнению с сентябрьской презентацией телефонов и часов эта кажется немного проходной. Ну можно, наверно, еще подробно обсудить спецификации новых устройств. Или поспорить, на что же все-таки намекал заголовок «It's been way too long» в приглашении на мероприятие: на ретину у маков или на золотой айпэд? Или — сдает Apple позиции или не сдает. Впрочем, если главным героями этой презентации были новые планшеты, то, похоже, едва ли ни единственная тема, о которой стоит говорить, это так называемая проблема айпэда. Об этой проблеме пишут все лето (например, здесь) и остановиться не могут до сих пор (например, здесь). Смысл в том, что спустя несколько лет после своего появления, маленькой революции и бешеных продаж айпэды и вообще планшеты как класс переживают не лучшие времена, спрос на них падает, и что с этим делать, не очень понятно.
С одной стороны, iPad — это по-прежнему огромный бизнес, и смерть ему пока никто не предсказывает. Выручка Apple от продажи планшетов за последний год оценивается в 30 миллиардов долларов — больше, чем у McDonald’s или Time Warner. Вчера Тим Кук хвастался, что поставки айпэдов за год составляют 70 миллионов устройств — больше, чем у любого производителя ПК (для сравнения: лидер последних Lenovo отправил в магазины 57 миллионов компьютеров). С другой стороны, рост продаж планшетов, и эппловских в том числе, во всем мире замедляется. На этот счет есть разные цифры, и если верить отчету исследовательской компании Gartner, в прошлом году этот рост был 55%, прогноз на этот год — 11%. У компьютеров и ноутбуков в целом дела чуть хуже. Предсказуемо сумасшедшими темпами растет лишь количество андроидов в развивающихся странах.
Планшеты, как и любые гаджеты, со временем перестают быть чудом, и вчерашнее обновление айпэдов (пусть с технической точки зрения это опять какой-то инженерный подвиг) вряд ли сведет покупателей с ума. Единственной неожиданной новостью, о которой стало известно уже после презентации, оказалась предустановленная на iPad Air 2 эппловская (!) сим-карта, позволяющая его владельцу в США и Британии менять на ходу сотового оператора. В то же время вся линейка апэйдов теперь включает в себя пять моделей плюс еще с десяток конфигураций в зависимости от цвета, объема памяти и типа подключения к сети — выбрать непросто, ведь по большому счету отличаются они друг от друга не очень сильно. Только размерами, ценой и тем, что у самого дешевого iPad mini нет ретины.
Причин, по которым люди сейчас реже покупают айпэды и вообще планшеты, на самом деле больше — начиная с нежелания многих разработчиков возиться с приложениями для них, заканчивая конкуренцией со стороны смартфонов и особенно лопат. Если вы купили The New iPad (модель, в которой два года назад появилась ретина) и ваш ребенок еще его не разбил, то покупать сейчас новую модель совершенно не обязательно. Айпэд вряд ли сравнится с айфоном в деле самовыражения, самоуважения и прочей общественной деятельности, и его старая модель вполне справляется с тем, для чего его придумали (сайты, книги, фильмы, музыка). Как писали в блоге Techcrunch, у людей, которые хотели айпэд, то есть у детей, бабушек и любителей чтения, он уже давно есть. Если говорить о новых пользователях, не связанных с экосистемой Apple, их тоже можно понять: самый дешевый iPad Mini стоит 250 долларов, а Kindle Fire — 100. Ну и если уж на то пошло, есть замечательный новый Nexus 9, есть практически ноутбук Microsoft Surface (с клавиатурой и стилусом!) и мало ли что еще. В заметках на тему «Что делать» лучшие аналитики (см., к примеру, Дэна Фроммера на Qz.com) предлагают разные остроумные решения: понаделать в следующем году планшетов для бизнеса или просто очень больших планшетов, добавить в них стереосистему или защиту от детей и домашних животных. Но, как мы все помним, в начале следующего года в магазины должны привезти часы Apple Watch. И всем, наверно, уже будет не до планшетов.