Почему мы так быстро разочаровываемся в новых изобретениях
На неделе исследовательская компания Gartner выпустила свой очередной отчет о жизни и смерти новых технологий, включая самые переоцененные, надоевшие и те, о которых скоро будут писать в каждой газете. Выводы примерно все те же: технологии, конечно, изменят мир, но как-нибудь потом.
Если вы хотите знать, о чем пишут техжурналисты, следить за новостями, в общем-то, необязательно. Иногда достаточно открывать график под названием Hype Cycle for Emerging Technologies, который в июле публикует исследовательская компания Gartner. Этот хайп-цикл описывает рождение, кризис и возможное будущее самых обсуждаемых в прессе изобретений, чьи создатели обещают снова все изменить. А еще отчет Gartner служит ежегодным успокоительным: не преувеличивайте и не переживайте, мир электроприборов и интерфейсов в этом году изменится примерно настолько же, насколько в прошлом.
Gartner примерно с середины 90-х показывает своими исследованиями, что шумиха вокруг перспективных технологий вызвана преимущественно эйфорией в СМИ и надеждами публики на то, что на этот раз умные очки или самообучающиеся машины уж точно совершат революцию. Этот этап в Gartner называют «пик завышенных ожиданий». Те же очки Google прошли этот пик в 2013 году. Сначала был полуфантастический демонстрационный ролик и Сергей Брин, надевший очки в метро. Потом устройство совершенствовали и запрещали в некоторых кафе. В итоге гаджет до прилавков так и не добрался, восторги сменились усталостью, и удивляться тут нечему. Google Glass повторяет путь всех остальных изобретений, которые, согласно Gartner, почти обязательно доходят до «дна разочарования» — trough of disillusionment, еще одна их метафора.
Если продолжать сравнение, после заморозки затея с Google Glass пребывает в стадии slope of enlightenment, прозрения, пересмотра концепции и преодоления недостатков. Прибегая к терминам Hype Cycle, можно, наверно, сказать, что проект гугловских очков теперь ждет (но, может, и не ждет) самая содержательная, она же, наверно, самая скучная стадия под названием «плато продуктивности». Если идея не умирает, эта финальная стадия длится долго, от 2 до 10 лет (реже дольше), и за это время преимущества технологии должны стать очевидными, на ее основе появляются коммерческие версии устройств, она превращается в привычный рабочий инструмент.
Новости нынешнего Hype Cycle — больше двух тысяч новых и не очень новых изобретений, странное исчезновение на графике концепции больших данных, которая еще недавно была на пике (и, похоже, успела всем страшно надоесть), а также идущие ко дну разочарования носимые устройства, потребительская 3D-печать, дополненная реальность, притворяющиеся людьми чат-боты. Между тем нынешний рейтинг самых раздутых прессой технологических идей выглядит так, как если бы главным обещанием отрасли был очень умный гугломобиль, интегрированный в единую экосистему всех устройств пользователя. Который к тому же понимает его, пользователя, с полуслова, на каком бы языке тот ни говорил. И прогнозирует курс валют и ставки на ипподроме. Собственно, вот примерный топ-5 технологий, достигших в этом году пика ожиданий.
1. Самоуправляемые машины.
2. Интернет вещей.
3. Автоматический перевод устной речи.
4. Личные сервисы для бизнес-аналитики.
5. Машинное обучение.
К гартнеровским отчетам легко придираться. Они все слишком упрощают. В их основе лежит не совсем точный описательный метод. Они не способны объяснить, что конкретно сейчас происходит с той или иной технологией и какое будущее ее ждет. Но если воспринимать Hype Cycle как самый краткий на свете дайджест, то составить по нему представление о хайпе в отрасли более-менее можно. Скажем, лет пять назад все говорили про 4G, трехмерные телевизоры и облачные вычисления — Gartner давала им от 2 до 10 лет на то, чтобы стать нормой и превратиться в товар, — примерно так все и вышло. В 2012 году особенно популярны у прессы, по мнению Gartner, были HTML5, беспроводные зарядные устройства, трехмерная печать. В 2013-м к печати добавился шум вокруг big data, геймификации и ответов машины на естественном языке. В 2014-м — интернет вещей, криптовалюты и так далее.
Ну и разумеется, все самое захватывающее на графике Hype Cycle расположено в начале кривой — на стадии «запуск инновации». Сюда Gartner помещает более-менее осуществимые идеи и прототипы, о которых широкая публика, возможно, еще не слышала, но которые обещают решение многих проблем, очередную the next big thing и проч. В этом году среди начинающих свой хайп-цикл — компьютерно-мозговой интерфейс, печать органов для трансплантации и, например, совершенно невообразимая, вышедшая из книжек Лема умная пыль. То есть соответствующие деморолики дойдут до всех экранов страны, наверно, через год-два. Но главное, надо помнить: волноваться не стоит, это всего лишь шум в прессе. До плато продуктивности умная пыль доберется через 10 лет или позже.