Почему фейсбук строит новый фейсбук
Вчера на конференции для разработчиков F8 Марк Цукерберг показал, как сильно может измениться фейсбук. Если коротко — соцсеть превращается в мобильный чат с магазином, заменяющим собой едва ли не весь интернет.
Итак, главная новость F8: как и предсказывали слухи, теперь фейсбуковское приложение Messenger — это платформа вроде эппловского App Store, где сторонние разработчики будут выпускать свои приложения на все случаи жизни. То есть не просто средство для обмена сообщениями. В теории Messenger претендует на то, чтобы стать отдельным фейсбуком, позволяющим все то, что позволяют соцсети, и еще больше. Первым намеком на этот новый, дивный мир, в котором едва ли не все радости интернета вмещает в себя одно маленькое приложение, можно считать анонсированную пару недель назад платежную систему внутри Messenger — с ее помощью друзья могут в два касания перечислять другу другу деньги.
Как выглядят приложения и апп-стор в приложении Messenger
В скором времени у Messenger появится свой собственный апп-стор. На конференции Марк Цукерберг рассказал про первую порцию из 40 с небольшим приложений, которыми можно будет пользоваться непосредственно в чате, и это что-то очень странное (см. весь список ): прогноз погоды, новости спорта ESPN, конвертер текста в музыку, редактор фотографий и коллажей, какие-то штуки для отправки гифов, эмодзи, роликов и чего только не. Позже там появятся приложения для бизнеса, посредством которых пользователи смогут заказывать товары и услуги и тут же, не выходя из в чата, за них платить. Смелые фантазии на тему того, к чему все это ведет, захватывают дух, и тут стоит обратить внимание на еще один вчерашний анонс — новый формат сферического видео, камень в огород гугловского сервиса Street View и один из вариантов виртуальной реальности, фрагментами которой мы, возможно, начнем делиться друг с другом в фейсбуке в отдаленном будущем.
Все это звучит немножко знакомо: фейсбук уже не раз пытался заменить собой операционную систему. Например — когда два года назад они сделали приложение Home для Android, превращающее рабочий стол и экран блокировки в один сплошной News Feed. Home создавали на пустом месте и в странной надежде, что ради ленты с новостями люди забросят игры и приложения. Тогдашний эксперимент провалился, но в этот раз шансов на успех больше. Пользователям даже не надо задаваться вопросом, нужен ли им в телефоне Messenger: скорее всего, он уже у них есть.
Пример сферического видео в фейсбуке
Messenger, не так давно отпочковавшийся от основного фейсбуковского приложения, — самое успешное мобильное предприятие компании за последнее время, и число его пользователей растет со световой скоростью. За последний год его ежемесячная аудитория увеличилась с 200 миллионов до 600 миллионов. Для сравнения: собственно у фейсбука активных пользователей примерно вдвое больше — 1,4 миллиарда, но проблема в том, что аудитория его мобильного приложения растет гораздо медленнее и составляет чуть больше 500 миллионов человек. Что еще важнее, Facebook по-прежнему остается классической медийной компанией, когда речь заходит о его доходах: большую их часть и в браузере, и в приложении приносят рекламные объявления. Понятно, что превращение ленты в магазин, в теории по крайней мере, означает совсем другие перспективы.
От социальных сетей, какими мы их знаем, с лентой сообщений и громоздкими пользовательскими сценариями эры десктопов и браузеров, никто давным-давно уже не ждет сумасшедшего роста. Это не новость, и причин много: старение аудитории, массовый переход на смартфоны (и предположительно носимые устройства), расцвет маленьких приложений, усталость материала, да бог его знает почему еще. Но спрос остается, и самая популярная гипотеза заключается в том, что роль соцсетей постепенно берут на себя мессенджеры нового поколения — чаты со все теми же социальными функциями, обещающие еще одну пользовательскую экосистему и очередную многомиллиардную экономику.
Фейсбук давно уже больше, чем фейсбук. Главные сервисы компании и их аудитория (слева направо): Groups, WhatsApp, собственно Facebook (лента новостей и таймлайн), Messenger, Instagram
Судя по всему, это уже даже не гипотеза. Пример феноменально популярных соцсетей, построенных вокруг чатов, подают азиатские стартапы, миновавшие десктопную эру и сразу прыгнувшие в мобильное будущее. В Китае, скажем, свой фейсбук так и не появился. Но у местного WeChat уже больше 500 миллионов пользователей. Помимо прочего, эти люди заказывают через мессенджер еду и вызывают такси. Пользователи японского Line играют в игры и тратят миллионы на всякую виртуальную дребедень (у Line к тому же есть вполне физические магазины, где торгуют игрушками). Как говорит на каждом собрании Марк Цукерберг, люди проводят в мессенджерах больше времени, чем в соцсетях. Во многом именно поэтому мы сейчас переживаем бум разработки мобильных чатов. Поэтому, напомним, покупка WhatsApp за 19 миллиардов или попытка купить за сколько-то там миллиардов приложение самоуничтожающихся сообщений Snapchat — это нормально. И, кстати, по тем же примерно причинам основатели «ВКонтакте» взялись за Telegram. И если бы сам Цукерберг начинал сейчас с нуля, его стартапом тоже наверняка был бы мессенджер.