перейти на мобильную версию сайта
да
нет

PlayStation 4: инвестиция в продукт, которого пока нет

На прошлой неделе в продажу в России и во всем остальном мире поступила PlayStation 4 — и моментально была раскуплена, даже в отсутствие эксклюзивов для нее. Андрей Подшибякин объясняет, почему так происходит.

Технологии
PlayStation 4: инвестиция в продукт, которого пока нет

На прошлой неделе в продажу в России и во всем остальном мире поступила PlayStation 4 — новое поколение приставок официально началось. Примечательно, что PS4 уже не купить: все, что было завезено в конце ноября, оказалось моментально распродано; следующая поставка, по слухам, ожидается в конце декабря. Похожая ситуация во всем остальном мире: за две недели, прошедшие с момента американской премьеры, приставка разошлась с мире тиражом 2,1 миллиона экземпляров — история неслыханная.

Как мы уже сообщали в связи со стартом продаж конкурирующей Xbox One, хоронить большие приставки и большие игры на них оказалось рано. Installed base, с первых дней исчисляющаяся в миллионах, — это очень и очень серьезно. Как выяснилось, даже цена при этом не имеет никакого значения: Xbox One, который в Америке дороже PS4 на сто долларов, а в Европе — на сто евро, тоже сметается с полок магазинов подчистую. Есть даже ощущение, подкрепленное мнением серых дилеров, что приставки на старте спокойно могли стоить вдвое дороже — и все равно раскуплено было бы все, что Sony и Microsoft успели произвести.

Фотография: Sony Computer Entertainment

И опять же как сообщалось ранее, консоли нового поколения не выглядят революционным прорывом — это очевидное развитие идей и исправление ошибок поколения нынешнего. По сравнению с более дорогой и хуже стартовавшей PS3, у новой PS4 все так, как должно было быть с самого начала: человеческий джойпад DualShock 4, разрешение 1080p у всех стартовых игр по умолчанию, очень быстрый интерфейс и другие детали, которых раньше очень не хватало. Так, например, установка игры на жесткий диск или загрузка для нее дополнений из интернета теперь происходят в фоновом режиме и не отвлекают от собственно игры — в случае с PS3, напомним, для этого нужно было подолгу гипнотизировать черный экран в ожидании, когда скачаются нужные гигабайты. Еще PS4 (как, впрочем, и конкурирующая Xbox One) ощутимо заточена на социальное взаимодействие между пользователями — например, в фоновом опять же режиме записывается видео последней четверти часа игры, которое одним нажатием кнопки на джойпаде можно опубликовать в фейсбуке. Первые пользователи этим функционалом ощутимо злоупотребляют — чтобы лента не состояла исключительно из игры Killzone: Shadow Fall, автору этих строк пришлось временно скрыть обновления от некоторых друзей.

К слову, об играх: с эксклюзивами у PS4 пока все довольно печально. Платформер про робота Knack вообще непонятно что делает на новом поколении, а шутер Killzone: Shadow Fall хоть и страшно красивый, но играется как все предыдущие Killzone. То есть очень вяло. Загружаемые независимые игры вроде Resogun не в счет: они не продают приставки и пользуются, так сказать, нишевым успехом.

Очереди за PS4 в Париже

Очереди за PS4 в Париже

Фотография: ИТАР-ТАСС / EPA

И здесь начинается важный момент. Действительно революционная вещь, ставшая очевидной с выходом приставок нового поколения: игры как таковые больше не продают игровые системы. Их продают технологии (причем часто такие, о которых пользователи имеют крайне смутное представление), обещания, надежды и потребительская лояльность. Грубо говоря, и Xbox One, и PS4 могли бы поступить в продажу вообще без единой игры — и все равно были бы моментально распроданы. Просто потому, что игры на них когда-нибудь обязательно появятся. Это удивительная штука — по сути, коллективная инвестиция в продукт, которого пока нет. Шесть-семь лет назад, когда стартовало предыдущее поколение консолей, представить такое было еще трудно. Сегодня у нас есть, с одной стороны, Kickstarter и прочий краудфандинг, полностью нацеленный на продажу фантазий и надежд, а с другой — продуктовый цикл, например, компании Apple. Благодаря которому все мы знаем, что пока в мире есть Америка, капитализм и пригодная для дыхания атмосфера, каждую зиму будут появляться новые айпэды, каждую осень — новые айфоны и так далее.

PS4 (как, впрочем, и Xbox One) — очень знаковый продукт своего времени. Еще года три назад они были бы невозможны. Еще через три года о них, возможно, будут вспоминать со снисходительной улыбкой. Пока же это главные развлекательные устройства 2013 года.

Ошибка в тексте
Отправить