Plants vs Zombies: Garden Warfare — верхом на отбойном молотке
Андрей Подшибякин рассказывает, как дурашливая игра про горох и зомби стала главным на сегодняшний день откровением нового поколения приставок.
Plants vs Zombies — это как Angry Birds. Простая механика, плавно нарастающая сложность. Справа налево по экрану бредут мультяшные зомби, слева направо летят убийственные горошины и кукурузины из расставляемых игроком цветов. Подсолнухи генерируют необходимый для жизнедеятельности боевых растений солнечный свет. Оторваться невозможно. Предлагаемые обстоятельства в меру дикие, но это как раз нормально: треугольные желтые птицы против круглых зеленых свиней, например, давно уже никого не смущают.
Автор этих строк несколько раз проделывал следующий трюк: спрашивал у предельно далеких от электронных развлечений людей, кто из них играет в игры. Все неизменно говорили, что, дескать, все это глупости и напрасная трата времени, «игры нас ничему не учат» и так далее. «Окей, а у кого из вас на смартфонах установлены Angry Birds или Plants vs Zombies?» Пауза. «Нет, ну это же не такие игры…»
Так вот, новая Garden Warfare — как раз такая. Это, как ни странно, трехмерный командный шутер — см. Battlefield 4 или, точнее, Team Fortress 2. Вместо планшетов и телефонов — большие телевизионные экраны, соединенные с Xbox One и Xbox 360. Вместо размеренного высаживания цветочков на параллельных лужайках — адские перестрелки, ковровые бомбардировки горячими кукурузными початками и накладные усы.
В командах зомби и растений — по четыре примерно параллельных друг другу класса: пехотинец, медик, инженер и коммандо; ключевые особенности каждого соответствуют общей сюрреалистической иконографии PvZ. Зомби-коммандо, например, одет в форму для американского футбола и умеет с разгона бодать цветы головой, а цветочный медик разбрасывает вокруг себя целительные солнечные лучи. То есть для человека, ранее игравшего в командные шутеры, диспозиция понятна с первого взгляда; а вот для тех, кто знает про PvZ только по AppStore, это совершенно новый мир. С другой стороны, Garden Warfare — это оксюморон, самый мирный шутер: несмотря на перестрелки, авиацию и артиллерию, жестокости в происходящем не больше, чем в серии «Том и Джерри».
Еще любопытный момент: современные командные игры во многом построены на персонализации персонажа — за виртуальные боевые заслуги выдается новый камуфляж, новые модели оружия и новые боевые умения. Garden Warfare докручивает эту традицию до каких-то недосягаемых пародийных высот: боевые кактусы украшаются садовыми гномами, зомби надевают сутенерские темные очки, у кого-то перманентно горит голова, еще кто-то с ног до головы покрыт камуфляжной татуировкой и так далее.
Коротко говоря, Garden Warfare — мало на что похожая и сама по себе отличная игра, но ее важность заключается не только в этом. Дело в том, что по состоянию на начало 2014 года в игровой индустрии стал невооруженным глазом заметен антагонизм между традиционными ААА-играми (приставки, телевизоры, $60 за игру в коробке) и моделью free-to-play (планшеты, микроплатежи, сами игры бесплатно или за символическую цену в $1–5). Первые видят угрозу в существовании вторых, вторые считают, что первые откусывают у них огромную платежеспособную аудиторию. И то и другое, скажем прямо, не лишено оснований — плюс противостояние активно подогревается профильной прессой, живущей за счет ААА-бюджетов, а также просто шумными обитателями игровых форумов.
Так вот, Garden Warfare своим существованием неожиданно доказала, что у двух этих игровых парадигм гораздо больше точек пересечения, чем казалось вначале. Garden Warfare и прошлогодняя Plants vs Zombies 2 не имеют между собой ничего общего, кроме музыкальной темы и дизайна персонажей, — и тем не менее, безошибочно узнаются как дело рук одной и той же студии. Кажется, именно за это Garden Warfare немедленно полюбили все — и та самая профильная пресса, и шумные пользователи интернета, и люди, никогда раньше не игравшие в командные шутеры. Хотя, вероятно, дело в возможности промчаться верхом на отбойном молотке по пиратскому кораблю и закидать вражеские кактусы разрывными кирпичами из специальной квадратной пушки.