«Обычно люди не знают, что они хотят послушать»
Вчера у «Яндекс.Музыки» обновился сайт, через пару недель обещают апдейт приложения для айфона и андроида. Руководитель сервиса Константин Воронцов объяснил «Воздуху», кому нужны рекомендаторы и чем новая «Музыка» лучше «ВКонтакте».
- Константин ВоронцовЧто меняется в «Яндекс.Музыке»?
- Все меняется — и дизайн, и логика сервиса. У нас есть сайт и мобильное приложение с невообразимым количеством музыки. Люди обычно не знают, что они хотят послушать, и это не гипотеза — так действительно себя ведет большинство наших пользователей. Прежняя «Яндекс.Музыка» давала простой ответ — показывала популярную музыку. Но очевидно, что все любят разное. Даже самого популярного артиста из наших чартов слушают меньше 10% аудитории. Людям нужны персональные рекомендации.
- А кто ваши самые популярные артисты? У вас на сайте я вижу группу «Пикник», «Сплин», Лепса, Круга.
- Это не персональные рекомендации. Это чарты, которые примерно такие же, как и у любого другого каталога или сервиса. После авторизации вы никаких чартов не увидите. Если говорить в общем, 70% наших пользователей слушают русскую музыку — и вкусы нашей аудитории примерно совпадают со вкусами аудитории русскоязычного интернета. Но это все статистика. Важнее, что новая «Яндекс.Музыка» — это сервис, который сможет давать каждому персональный ответ на вопрос: что мне сейчас послушать?
- У вас же там, кажется, уже есть рекомендатор в виде радиопотока похожих треков.
- Эту систему мы хотим кардинально изменить. Вообще, есть три группы логик, на основании которых строятся рекомендации. Первая исходит из истории твоих предпочтений: что ты слушал, что залайкал, что у тебя лежит во «ВКонтакте» (мобильное приложение и веб-сервис «Яндекс.Музыки» позволяет сопоставлять и сохранять в телефоне плейлисты из «ВКонтакте». — Прим. ред.). Вторая логика — что слушают твои друзья из соцсетей. И у тех и у других рекомендаций есть известный недостаток: они замыкают тебя в filter bubble, в пузыре твоего предыдущего опыта, и ограничивают в выборе чего-то нового. Тебе расскажут про новый альбом любимого исполнителя, покажут чат в твоем любимом жанре или музыку твоего любимого лейбла. Собственно, третья логика, которую мы добавляем в «Яндекс.Музыку», представляет собой попытку вывести пользователя за пределы этого пузыря. Речь идет про всяческие важные премьеры, про музыку с фестивалей или песни, звучащие в наушниках у твоего любимого исполнителя. Это про актуальную музыку вокруг, которая, скорее всего, человеку понравится.
- То есть вы будете готовить такие подборки руками, как это делает редакция в приложении Beats Music?
- Это смешанный труд, частично машинный, частично редакционный, что-то вообще будет делаться руками наших партнеров. Говоря коротко, если вы сходите с ума по металлу, то альбом Рианны вам не попадется. Если вы соответствуете каким-то другим критериям, машина может показать вам плейлист, собранный редакцией журнала Cosmopolitan, или песни, которые играют сейчас в плеере Эдмунда Шклярского из группы «Пикник». То есть это адресные рекомендации, которые не раздражают, но все же позволяют выйти за пределы собственного музыкального опыта. Выглядит это в новой версии практически как лента фейсбука, вместо статусов друзей — музыкальные события с объяснениями, почему мы вам эти песни посоветовали.
- Как я понимаю, чтобы эти рекомендации нормально заработали, пользователю надо провести с сервисом довольно продолжительное время, чтобы тот узнал его лучше?
- Ну, может быть, не такое уж и продолжительное. Есть важный момент: «Яндекс.Музыка» накопила огромный объем данных о музыкальных предпочтениях пользователей. Это примерно те же алгоритмы машинного обучения для выявления статистических закономерностей, которые используются в яндексовском поиске. И этим мы радикально отличаемся от всех стриминговых сервисов, ну, в России по крайней мере. То есть мы можем предсказывать, какая в принципе музыка заинтересует человека, зная о нем совсем немного. Понятно, что, если вы открываете «Яндекс.Музыку» впервые, чуда не будет, сервис покажет самое популярное. Но стоит привязать к нему свои социальные аккаунты — показать свои плейлисты во «ВКонтакте» или залайканных артистов в фейсбуке, — мы сразу дадим вам персональные рекомендации.
- Уж простите за такой вопрос, но почему «Яндекс.Карты» в телефоне есть почти у всех, а «Яндекс.Музыка» почти ни у кого? Возможно, это не самая релевантная выборка, но я спрашивал среди знакомых, и никто из них не понимает, кто и зачем пользуется «Музыкой», когда есть «ВКонтакте», Deezer, Zvooq, не говоря про какой-нибудь эталонный Spotify за рубежом.
- Возможно, у вас все-таки не очень релевантная выборка. Мобильное приложение «Яндекс.Музыки» скачали 4 миллиона раз, активных пользователей у него 500 тысяч человек в неделю. У сайта — 10 миллионов человек в месяц. В целом за месяц сервис проигрывает 300 миллионов треков. Аудитория того же Spotify в три раза больше, но заметьте: Spotify работает в десятках стран, а мы только в России, Украине, Казахстане, Белоруссии. Далее: в каталоге Spotify 20 миллионов треков, у нас 17. Вообще, можно долго жонглировать этими цифрами. Но сколько у кого песен — уже совсем не важно. У всех сервисов их теперь очень много. Наша идея в другом: уметь находить песни, которые подойдут именно тебе.
- Хорошо, кто ваш главный конкурент в России? «ВКонтакте»? Как вы собираетесь с ним соревноваться?
- Если говорить о продажах, то iTunes Store. Если о количестве пользователей или потоковом прослушивании музыки, то «ВКонтакте». Среди стриминговых приложений никого больше мы не видим. По нашим оценкам, во «ВКонтакте» слушают больше музыки, чем где бы то ни было в стране. Мы вторые. Но «ВКонтакте» — это не сервис, а каталог. Каталог не способен автоматизировать те сценарии, с которыми имеет дело пользователь, когда ему надо разобраться в той или иной теме. Условно говоря, чтобы послушать новую музыку, в соцсети надо зайти в пять групп, о существовании которых вы, возможно, не знаете, между тем как сервис покажет эту новую музыку сразу на первой странице. Как бороться — улучшать качество продукта и решать те задачи людей, которые музыкальные каталоги не умеют решать. Я не хочу сказать, что мы начинаем революцию сегодня. Это процесс постепенный.
- Почему приложение у вас частично платное, а сайт бесплатный? И вообще, «Яндекс.Музыка» окупается?
- «Яндекс.Музыка» по-прежнему находится в инвестиционной стадии. Но, как нам кажется, модель с подпиской мы выбрали правильную. В прошлом году произошло, наверно, историческое событие. Продажи треков в iTunes Store впервые немного снизились. При этом количество подписчиков на таких стриминговых сервисах, как Spotify, увеличилось на 30–40%. Есть серьезные основания считать, что абонементная модель более перспективна, чем продажа файлов. Это дешево и удобно — как читательский билет в библиотеке. Почему приложение платное? Так устроена мировая индустрия. Правообладатели считают, что, в отличие от десктопных радиопотоков, музыкальный сервис в телефоне — это премиальная вещь и за нее надо платить. Если вы посмотрите, в мире нет полностью бесплатных стриминговых приложений для мобильных. Понятно, что в стране, где 90% музыки слушают, так сказать, в пиратском режиме, это не лучшая модель. Но наверняка когда-нибудь все это изменится. Понимание того, что создание музыкального контента требует усилий и денег, дойдет до всех. Мы, в конце концов, все равно часть мира.
- Скачать приложение App Store, Google Play
Интервью