Наталья Касперская: «Это просто способ отнять деньги у успешных разработчиков»
«Воздух» уже писал о том, что в России собираются обложить налогом продажи компьютерных программ и мобильных приложений. Наталья Касперская, директор компании Infowatch и соучредитель «Лаборатории Касперского», объяснила Филиппу Колеснику, почему эта идея подорвет весь российский IT-рынок
- Понимаю, что подробностей о новом налоге мало и почти ничего не ясно, но что-то уже можно сказать? Это беда или нет?
- Если эта инициатива получит силу закона, она станет настоящим бичом для всей IT-отрасли и главным образом для российских разработчиков ПО. Российские разработчики изначально поставлены в более сложные условия: у них нет бюджетов международных корпораций, иностранные компании часто имеют преференции в тендерах. Все это создает крайне жесткую и сложную для бизнеса конкурентную среду. Предполагается, что налог коснется всех разработчиков. Однако, во-первых, для иностранцев обороты в России не являются критическими для бизнеса, а следовательно, 10% с только российского оборота им не очень больно. А во-вторых, и это главное, — они совершенно не собираются платить и эти проценты. Поясню. Иностранные компании не ведут здесь разработки, имеют только представительства. Они могут присылать свои продукты напрямую из-за рубежа, а обложить их таможенными пошлинами не позволяет членство России в ВТО. Таким образом получается, что налог направлен только и исключительно против своих компаний. Не кажется ли это странным? Долгое время не помогать своим компаниям, которые вопреки давлению иностранной конкуренции создали и продавали свои продукты, а теперь обложить их 10-процентным налогом с оборота, лишив их возможности развития.
- А как вам идея создания российских операционных систем и программ на эти деньги?
- Да, декларируется, что целью фонда будет создание российской операционной системы и прочего «ключевого ПО». Однако в России уже есть компании — разработчики операционных систем, почему бы не поддержать их? Если же имеется в виду мобильная ОС, то, во-первых, непонятно, как можно рассматривать создание таковой в отрыве от аппаратного обеспечения, то есть собственно мобильных устройств, а во-вторых, если даже ее и создавать, то как навязать ее потом всем производителям мобильных? И таких вопросов много. Например, непонятно, зачем создавать еще один фонд, если уже есть Ростех, РВК, Роснано, ФРИИ, Сколково и другие государственные организации, инвестирующие в IT. Не проще ли поменять мандат данным организациям и задать им приоритеты того, что важно для государства?
- Кто тогда от этого налога может выиграть?
- От этого налога не выиграет никто: ни разработчики, ни пользователи, ни даже государство. Разработчики софта пострадают, поскольку останутся без средств на развитие и продвижение в высококонкурентном бизнесе. Разумеется, цены на ПО возрастут, и пользователи также окажутся в минусе. Но больше всех проиграет государство, причем сразу в трех направлениях: многие вендоры вынуждены будут перевести оборот в другую юрисдикцию — это же не материальный товар, а софт. Кроме того, для сбора этого сложного налога придется потратить много сил, времени и денег, так как разработчики будут сопротивляться его выплате. В результате я допускаю, что расходы на сборы налога превысят объем собранных средств. А с точки зрения имиджа введение такого налога будет означать безусловное ухудшение делового климата и снижение доверия разработчиков к государству. После этого ему будет гораздо сложнее воплотить в жизнь программу по импортозамещению.
- Как думаете, такие вещи, как продажа мобильных приложений в апп-сторах, могут этим налогом облагаться? Про какой вообще софт идет речь?
- Инициатива находится в настолько сыром виде, что этот вопрос все еще открыт. Но это очень правильный вопрос. Выше я говорила, что софт — это нечто нематериальное. По этой причине он может продаваться
в разных видах: в виде лицензии на пользование, в виде услуги. Еще один вариант — аренда пользования на ограниченное время. И это если мы говорим о ПО в чистом виде. А есть еще его интеграция с железом (сервером, компьютером или, допустим, с айфоном) и с другими сервисами. Вот софт на айфоне надо облагать налогом или нет? А без айфона? А как вычленить стоимость софта из стоимости услуг системной интеграции, где что-то берут готовое, а что-то пишут прямо здесь же, по проекту заказчика? Заказное ПО облагать или считать его услугой? Ну и так далее. Ясно, что люди, предложившие эту инициативу, просто не думали обо всех этих вариантах. Потому что если бы они подумали, то пришли бы в ужас от того, насколько сложным будет администрирование этого налога.
- Я еще совершенно не понял, кто из российских разработчиков может получить субсидии из этого нового фонда.
- Ну, вроде как были сообщения, что деньги собираются передать на освоение компаниям, собственником которых на 25% плюс одна акция будет государство и которые ни в каких достижениях в области ПО замечены не были. То есть очевидно, что крупнейшие и известнейшие российские разработчики в эту категорию не входят. Значит, финансирование дадут тому, кто никак себя не зарекомендовал и никакими достижениями не обладает. Чтобы этот неизвестный некто пошел и на деньги, взысканные с успешных разработчиков, делающих работающий софт мирового уровня, сделал нечто, что могло бы быть похожим на импортозамещение. Но надо же понимать, что создание софта — это искусство! Невозможно просто посадить тысячу разработчиков и ждать, чтобы они завтра сделали операционную систему уровня Windows. Нужен Билл Гейтс или Сергей Королев. Нужны конструкторы высочайшего класса. Где они в нашей стране, которая последние 35 лет не занималась разработками собственных операционных систем для массового сегмента? Наши конструкторы, к примеру, умеют делать военные приложения. А это значит, что если дать какому-нибудь закрытому заводу сделать ОС, то мы получим АИС ограниченного применения, а не систему для всех. Помните, как в том анекдоте: как ни пытались мы из присланных запчастей собрать пылесос, все пулемет получается. Вот не хотелось бы, чтобы отечественные пользователи получали пулеметы вместо пылесосов. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, я, к сожалению, боюсь, что этот налог и фонд — просто способ отнять деньги у успешных разработчиков и передать их кому-то еще.