Middle-earth: Shadow of Mordor: орочья резня и уникальная игровая система
Андрей Подшибякин — о не самой выдающейся action RPG по мотивам саги Толкина, которой, несмотря на все ее минусы, легко можно посвятить выходные.
Shadow of Mordor — апокрифическая история, не имеющая прямого отношения к первоисточнику. Рейнджер Талион (внешне объяснимо похожий на двоюродного брата Вигго Мортенсена) и его семья становятся жертвами ритуального убийства; самого Талиона при этом «изгоняет смерть» — то есть он живет в странном промежутке между мирами, да еще и делит свое сознание с древнеэльфийским призраком. Дальше нужно мстить — и происходит это в формате, максимально похожем на Assassin's Creed (логика мира, механика игры и вообще почти все — вплоть до паркура) пополам с Batman: Arkham Asylum (боевая система, скажем мягко, позаимствована один в один). Это не самое плохое сочетание, но авторы очевидно боялись, что пользователь заскучает — на голову постоянно валятся новые задачи и механики, охота за пауками сменяется освобождением рабов, из кустов с бранью выскакивают орки и посторонняя дикая живность, нужно собирать пятнадцать видов разных ресурсов и утешать вечно истерящего Голлума, — и все это происходит на пятачке размером с один город в той же Assassin's Creed. Непонятно было бы, как и зачем во все это играть, если бы не связующее звено: совершенно — для разнообразия — уникальная игровая система Nemesis.
В Мордоре и его ближайших пределах царят суета, неоправданная жестокость и непроницаемые на первый взгляд политические интриги: орки подсиживают уруков, уруки получают новые должности за не вполне ясные заслуги, на место выбывших из строя мерзавцев заступают еще большие негодяи. Талион начинает свой путь к сауроновым главнокомандующим, убивая и подсиживая младших офицеров. Это, в игровых терминах, мини-боссы: особо сильные враги, каждый со своими заморочками — один, например, боится огня (и его, конечно, надо срочно поджечь), еще один бесится от возможности поражения (и становится сильнее и злее, будучи близким к смерти) и так далее. Вся прочая чехарда отступает на второй план и только обрамляет политику — если четко все продумать, то лейтенанты Саурона перегрызутся между собой, погрязнут в бесконечных дуэлях и выяснении отношений и сильно облегчат работу народного мстителя. Еще надо учитывать, что окончательно погибнуть Талион не может — он, как мы помним, и так плюс-минус мертв. За гибелью сразу следует возрождение, но ответственный за убийство лейтенант получает повышение и становится сильнее — и ему, конечно, придется отдельно мстить. Все это суммарно и называется Nemesis.
Как и все инновационные механики, работает она не всегда безупречно — иногда одного и того же высокопоставленного орка приходится убивать по три раза подряд, причем он появляется с одинаковым пафосом и слово в слово повторяет свою угрожающую речь минутной давности. На замену павшим постоянно приходят новые твари, и многие процессы в игре приходится начинать сначала. Но это все равно очень свежая история: через два-три сиквела все будет уже отточено — и тогда систему Nemesis тоже кто-нибудь обязательно позаимствует.
Геймплей Middle-earth: Shadow of Mordor
Shadow of Mordor то несется вскачь, заваливая пользователя горой глупостей и противоречий, то вязнет в одинаковой резне с одинаковыми орками. Велик соблазн бросить игру через час и переключиться на что-то менее требовательное и противоречивое, но потом открывается, допустим, умение «Brutalize». И мы по несколько минут висим на карнизе высоченной сторожевой башни в ожидании прогуливающегося внизу урук-хая. Пятидесятиметровое свободное падение ему на голову, двадцать страшных ударов кинжалом за несколько секунд, жертва визжит, ее соратники в панике разбегаются по окрестностям и поднимают тревогу, на которую прибегают два особенно гнусных орка-лейтенанта, с одним из которых у нас к тому же давние личные счеты. Все это закольцовывается и с вариациями повторяется по кругу так, что «поиграть еще часок» превращается в «убить на Shadow of Mordor все выходные». И вот это уже очень редкое качество.