Битвы гигантов «Как поссорились Apple и Google»: революция, которая привела к войне
На русском вышла книга журналиста Фреда Фогельштейна «Как поссорились Apple и Google и, затеяв войну, начали революцию» — о мобильной революции нулевых, когда Apple придумала айфон, Google — Android и мир после этого слетел с катушек.
Сейчас Apple и Google — враги. И почти всякая значительная новость в техблогах в конечном счете оказывается комментарием к этой их бесконечной вражде. Но еще лет пять-семь назад Apple и Google так тесно сотрудничали, что иногда выглядели как одна компания. В 2007 году на презентации первого айфона Джобс называл приложения Google его важнейшим преимуществом. «Интернет впервые оказался в вашем кармане, — говорил он. — И невозможно думать об интернете, не думая о Google». «Поздравляю, Стив, — говорил ему со сцены Эрик Шмидт. — Это будет очень крутой продукт!» Шмидт, тогда гендиректор Google, заседал в совете директоров Apple. Гугловские основатели Ларри Пейдж и Сергей Брин дружили со Стивом Джобсом, крайне дорожили этой дружбой и только что не заглядывали ему в рот. Джобс, в свою очередь, доверял им настолько, что какое-то время закрывал глаза на разработку Android, прямого конкурента iOS, и попытки Google сделать свой смартфон.
Фред ФогельштейнКазалось, что у компаний слишком разный бизнес, чтобы быть соперниками. Одна зарабатывает на продаже компьютерных устройств, другая — на продаже рекламных объявлений в поисковой системе и производных сервисах. Наоборот, компании хорошо смотрятся вместе. Одна создает превосходный медианоситель (мобильное устройство и операционную систему), другая дополняет его превосходными приложениями (поиск, карты, ютьюб). Сверхзадачей союза должна была стать победа над «Майкрософтом» с его монополией на софт для десктопов, который пока еще не очень успешно, но все же пытался сделать очередную Windows для мобильных, плюс борьба с хаосом мобильных систем первой половины 2000-х годов (от нокиевской Symbian до чего-то там у BlackBerry). После презентации первого айфона многие стали догадываться, что сейчас им показали не просто самый лучший на свете телефон, карманный компьютер или как там еще. Что перед ними новая реальность (с подачи Джобса, если помните, ее назвали post-PC era), когда все развлечения — веб, игры, кино, музыка, книги — доступны человеку в одной-единственной коробочке, и больше не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни даже телевидения. И еще казалось, что эту коробочку будет контролировать одна только Apple.
То, что произошло потом, называют предательством со стороны Google, что, конечно, не совсем так. Андроидофон придумывали параллельно с айфоном. К тому же секретный отдел Энди Рубина, где работали над Android, в сущности, конкурировал не только с Apple, но и с собственной компанией. К примеру, подразделение Google Mobile, где разрабатывали приложения для айфона, практически превратилось в эппловский филиал: его сотрудники знали о проекте iPhone больше, чем некоторые сотрудники в самой Apple, — при этом они почти ничего не знали о происходящем в соседнем рубиновском отделе. Понятно, что слухи об Android вызывали у многих в Google недоумение, если не раздражение. Сам Рубин после айфоновского анонса понял, что Apple обошла их на световые годы, и тихо сходил с ума от отчаяния. Когда в 2008 году он и его товарищи показали первый андроидофон T-Mobile G1, оснащенный в дополнение к сенсорному экрану физической клавиатурой (во всем мире он больше известен как HTC Dream), коллеги, ходившие с айфонами, над ними, мягко говоря, смеялись. Похоже, что в Android тогда в компании вообще мало кто верил.
Между тем Стив Джобс, до которого наконец дошло, что его гугловские друзья тоже пытаются переизобрести персональный компьютер, вызвал Пейджа и Брина с Рубином и довольно бесцеремонно, угрожая судом, потребовал исключить из HTC Dream ряд функций, в том числе мультитач, которые, как он считал, они скопировали у iOS. Рубин разозлился и заявил, что Джобс тормозит инновации. Джобс закатил истерику и дал понять, что Рубин — вор, и не только в технологиях: «пытается подражать ему [Джобсу] и в прическе, и в форме очков, и в стиле одежды». Пейдж и Брин, видимо, все еще видевшие в Стиве Джобсе наставника, в итоге подчинились, и отчасти поэтому HTC Dream вышел в итоге таким дурацким. Впрочем, отношениям двух компаний это уже не помогло. Через два года вышли Android с мультитачем — Nexus One и Motorola Droid, который продавался лучше первого айфона. Apple подала в суд на HTC (производитель Nexus One), а Стив Джобс сделал заявление: «Google, вы сперли у нас айфон, обчистили нас по полной. Это кража в особо крупных размерах. Я буду бороться до последнего вздоха, если понадобится, и я потрачу все 40 миллиардов на банковском счете Apple, чтобы восстановить справедливость. Я уничтожу Android, потому что это украденный продукт. Я готов начать термоядерную войну. Они до смерти напуганы, так как знают, что виновны. Кроме поиска, все остальные гугловские продукты — Android, Google Docs — дерьмо».
В общем, многие, вероятно, уже поняли, что заголовок книги не врет. Это очень подробная история того, как Apple и Google поссорились, почему Android стал популярнее iOS и к чему нас привело повсеместное распространение смартфонов и планшетов. Другое дело, что если вы время от времени заглядываете в газеты, картина мира после ее прочтения вряд ли сильно пострадает, ничего принципиально нового книга не сообщает. Фред Фогельштейн, лет сто обозревавший все то же самое в журнале Wired, написал «Ссору» на основе своих и чужих заметок и интервью, а также канонической айзексоновской биографии Стива Джобса и лучшей книжки про Google Стивена Леви «In the Plex». Вообще, первым наброском Фогельштейна к этой книге можно, наверно, считать вот этот его известный лонгрид шестилетней давности «История за кадром: как iPhone изменил рынок мобильной связи». Собирая в прошлом году свою книгу, он поговорил со второстепенными персонажами, сотрудниками Apple, Google, сотовых операторов и других компаний, но не поговорил ни с Пейджем, ни с Брином, ни с нынешним руководителем Apple Тимом Куком. Получилась ревизия сведений и анекдотов на тему и, возможно, даже увлекательный рассказ о главной технологической драме десятилетия — ну насколько вообще может быть увлекательным рассказ о производителях электроприборов. Тут, впрочем, есть один момент. Речь идет о совершенно особых электроприборах, с помощью которых их производители и вращающиеся на сопредельных орбитах интернет-гиганты вроде Amazon, Facebook, Netflix предложили своим клиентам новый образ жизни.
Сильная сторона книги Фогельштейна — малоизвестные подробности о событиях прошлого. Если верить книжке, во время презентации первого айфона разработчики Apple, сидящие в пятом ряду, нервно отхлебывают из фляг виски. Телефон еще не готов к работе, и они с ужасом ждут, что сейчас что-то сломается. Каким-то чудом презентация проходит блестяще
Во многом именно изобретение iOS и Android привело к мутации практически всех известных ранее способов культурно и не очень культурно провести время, будь то игры, музыка, чтение, видео и так далее. Оно же вызвало к жизни невиданное еще лет десять назад понятие экосистемы развлечений, которая окружает пользователя (миллиарды пользователей) везде, где есть мобильное устройство, интернет и магазин с приложениями, и почти не ограничивает его в выборе времени и места для всех этих радостей. И если кто-то где-то еще в состоянии ловить себя на мысли и возмущаться, как же так вышло, что избавиться от коробочки нет никакой физической возможности, равно как оторваться от сериала из «облака» или новостей из фейсбука, то вот вам ответ и слабое утешение: это Apple и Google поссорились и, затеяв войну, начали революцию.