перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Умные браслеты Jawbone: что фитнес-трекеры знают о жизни москвичей

«Воздух» изучил статистику производителя фитнес-трекеров Jawbone и обнаружил, что носимые компьютеры знают о нас еще больше всякой ерунды, чем мы думали.

Технологии
Jawbone: что фитнес-трекеры знают о жизни москвичей

Сразу после недавнего калифорнийского землетрясения в блоге компании Jawbone появилась следующая статистика: в 3.20 от первого толчка проснулись 93% пользователей, живущих в винодельческих городках Напа, Сонома, Вальехо. После чего половина из них так и не смогла уснуть. Тем временем чуть дальше от эпицентра, где-нибудь в Сан-Франциско, проснулся каждый второй. Речь, конечно, не про всех местных жителей, а лишь про владельцев Jawbone Up, браслета здорового образа жизни за 100–150 долларов, который будит человека в правильное время и подсказывает, когда пора размяться. Помимо всех этих занимательных фактов, для многих стало новостью, что кто-то вообще следит за тем, как спят другие люди, и что такая статистика в принципе существует. Как полушутя пишут в блогах, ну вот, приплыли, они знают, когда и где мы спим, когда и как мы просыпаемся. Следующий шаг — узнать, кто вел себя хорошо, а кто плохо.

Возможно, это совсем не шутка. Из постов в блоге Jawbone становится известно, что, кроме прочего, компания собирает информацию о том, что и как ее пользователи едят, какой кофе или чай пьют (они выпустили соответствующее приложение), какая температура воздуха в их домах (они сотрудничают с производителем термостатов Nest). Самым удивительным результатом их наблюдений стал августовский пост о том, как много спали и двигались владельцы браслета в городах Америки и мировых мегаполисах за последний год. В Стокгольме, как выясняется, живут самые выносливые пешеходы (в среднем 8876 шагов в день). В Сан-Паулу самые ленивые (6254 шагов). А в Москве ложатся и просыпаются позже всех в мире (в 0.46 и в 8.08).

Интерактивный график этого поста описывает ритм сна и бодрствования в тех же городах за тот же период. Это не какая-то абстрактная картинка вроде работ художника Марка Ротко, предупреждают авторы исследования. Если присмотреться, то в ней, оказывается, зашифрована едва ли не вся жизнь горожанина. В первых числах января половина москвичей спит до полудня. В выходные дни каждый третий в 11 утра еще в кровати, а каждый десятый спит до часу. В будни после шести вечера на график неизменно ложится резкая красная тень — это люди возвращаются с работы, хотя по утрам такой четкой границы нет: похоже, что они прибывают в свои офисы волнами (впрочем, в восемь утра 30–40% пользователей в Москве уже на ногах). Или взять сезонные закономерности: бледный провал с осени по весну означает, что по вечерам гуляют мало: ну ясно, холодно. А вот 9 мая: подавляющее большинство не спит до полуночи и ставит весенний прогулочный рекорд. Есть и непонятные вещи, ждущие своего толкования: вот откуда, скажем, взялся этот скачок (в среднем около 800 шагов в час) в девять вечера 26 и 27 мая? 

То есть вам казалось, что Jawbone — это производитель носимых компьютеров. А оказывается, важнее другое: это еще и совершенно грандиозная по масштабу лаборатория, где добывают и сортируют данные о том, что происходит с пользователями. Как если бы люди были птицами с радиометками, про жизнь которых то ли снимают фильм документалисты, то ли составляют атлас орнитологи. То, что Jawbone — один из образцово-показательных производителей гаджетов постпосткомпьютерной эры, которые могут прийти на смену десктопам и мобильным, писали пять лет назад. И в общем, так оно примерно и выходит, только картина за эти годы немножко прояснилась. Если говорить про носимые устройства, то каждый второй техобзор теперь принято начинать с мысли о том, что лет через пять штуковины вроде Jawbone Up, возможно, вообще перестанут быть штуковинами и, как вариант, станут частью одежды. Дело уже не в том, какие устройства заменят другие: все они так или иначе будут сосуществовать, решая разные задачи. Дело в том, что от компьютера, будь то телефон, браслет или умный наушник, компаниям (ну и пользователям, наверно, тоже) гораздо больше пользы, если он выступает в роли датчика для сбора данных, служащего гипотетической облачной машине, которая рано или поздно будет знать все; ну или как минимум — служит маркетологам, которые продают эти данные другим маркетологам для более эффективной рекламы.

У Jawbone есть три вида носимых устройств: фитнес-трекер, портативные динамики и гарнитура для управления смартфоном. Пока это вполне себе осязаемые вещи, но, кажется, это временное решение

А дальше, сообщают нам газеты, все будет так: вы заходите в шумный бар, и сенсор в голове отмечает в дальнем углу родственную вам душу. Ну да, такое мы уже слышали (вот и вот, например), но, если верить патентам компании, над соответствующей технологией работают и в Jawbone. Смысл в том, чтобы составить досье на каждого пользователя, смоделировать его поведенческий геном. При этом подразумевается, что технология не ограничивается просто сбором данных о графике сна и питания человека, его пробежках, настроении или, бог его знает, истории покупок, но использует эти данные для рекомендаций и предсказаний. То есть сенсор не просто отметит девушку в баре. Он, допустим, будет в курсе, почему вы и она так плохо спите (диабет, гипертония, жена в отпуске, что там еще), и посоветует действовать как можно скорее.

Ошибка в тексте
Отправить