Битвы гигантов История любви: айфон и Китай
Слухи и опросы обещают Apple фантастический успех в Китае. Статистика и контрабандисты намекают на победу китайской компании Xiaomi во всем мире (она уже сейчас — третья по популярности на планете). «Воздух» попытался поверить сразу и в то и в другое.
Помимо вчерашнего у Тима Кука есть еще один секрет Полишинеля: он по два раза в год ездит в Китай (Стив Джобс не ездил туда никогда). Тим Кук инспектирует эппловское производство на заводах Foxconn. Встречается с операторами сотовой связи и чиновниками уровня вице-премьера Госсовета КНР и только что не говорит по-китайски, как Марк Цукерберг. Компания Apple нужна Китаю, хотя бы потому, что в стране на нее так или иначе работают 1,5 миллиона человек. Но Китай нужен компании Apple еще больше, потому что там теперь крупнейший в мире мобильный рынок. Айфон, как любят писать журналисты, это доступная роскошь на каждый день, а его успехи в магазинах — производная от уровня богатства страны, размера среднего класса и проч. Китайский средний класс растет, социальное расслоение тоже. На 2% китайцев приходится треть мирового потребления предметов роскоши, и эти 30 миллионов человек — новый становой хребет соответствующей индустрии. Главный вопрос современности, который не дает спать техблогерам: когда эти люди (и еще сотни миллионов китайцев победнее) понесут все свои деньги в магазины Apple.
Айфоны в Китае с переменным успехом продаются пять лет. Сейчас они там есть примерно у 50 миллионов человек. Судя по последним квартальным отчетам, продажи практически удваиваются. За июль-сентябрь торговля эппловской техникой в Большом Китае (куда включают Гонконг с Тайванем) принесла компании 6 миллиардов выручки — больше, чем годовой бюджет Эфиопии. Объем продаж Apple в регионе в два раза меньше, чем в США, но уже составляет 16% мирового. Предсказывают, что Apple продолжит демонстрировать коммерческие чудеса во многом благодаря росту своего телефонного бизнеса в Китае. Накануне местного релиза iPhone 6 и iPhone 6 Plus число предзаказов, по слухам, перевалило за 20 миллионов всего за несколько дней. Для сравнения: после выхода шестых айфонов в первой очереди стран, включая США, число заказов тоже было рекордным, но все же в два раза меньше. Официальной китайской статистики пока нет, но Тим Кук на каждом собрании говорит, что у них сметают все, а телефоны как никогда вообще. На прошлой неделе он пообещал открыть в Большом Китае 25 эппловских магазинов вдобавок к 15 имеющимся. Еще важнее, что зимой айфоны начал продавать сотовый оператор China Mobile, чья абонентская база больше, чем население Западной Европы и Северной Америки. Тим Кук верит, что рано или поздно Китай будет приносить им больше прибыли, чем США, и станет основным рынком Apple. По старым подсчетам исследовательской компании Asymco, это может произойти в 2016 году.
Хотя на приключения Apple в Китае можно посмотреть и по-другому. В сентябре там произошло что-то странное: контрабандисты и перекупщики, первые китайские клиенты компании, пожаловались на неожиданно низкий спрос. В The New York Times про это вышла остросюжетная заметка, озаглавленная примерно как «Плохой знак для Apple: контрабандисты айфонов идут по миру». Обычно серые айфоны везут на материк из Гонконга, где они иногда поступают в продажу раньше и стоят долларов на сто дешевле. Их везут на грузовиках (прячут в осях и внутренних деталях машины) или на деревянных лодках через мангровые болота. Разумеется, контрабандистов через раз ловят пограничники, но кто-то доезжает в том числе и до пекинских версий Горбушки. На одном из таких рынков iPhone 6 и iPhone 6 Plus можно было купить сразу после мирового релиза — минимум за 1960 и 2450 долларов соответственно. И вот, значит, чуть ли не впервые в истории перекупщикам в Пекине пришлось снизить цену на айфоны почти в два раза, поскольку склады были ими переполнены.
Падение спроса на серые айфоны и последующие фантастические 20 миллионов предзаказов? The New York Times отчасти связывает первую аномалию с тем, что власти в Китае усилили борьбу с коррупцией и шпионами. Известно, что чиновники — одна из самых преданных аудиторий компании Apple (и не только в России). Но серый айфон за 2,5 тысячи долларов в руках чиновника это все же довольно подозрительно. А еще все эти разоблачения Сноудена: власти боятся, что за носителями государственных тайн, пользующимися американской техникой, могут следить из-за рубежа. Поэтому, например, Министерство промышленности и информатизации тянуло с выдачей разрешения на продажу в стране шестых айфонов и требовало от Apple как-то улучшить систему безопасности личных данных. В итоге айфоны в материковом Китае вышли только 17 октября, даже позже, чем в России. По тем же причинам компартия еще летом запретила госзакупки макбуков и айпэдов (но не айфонов) и рекомендовала чиновникам пользоваться техникой китайских компаний.
Успехи этих китайских компаний выглядят гораздо внушительнее, чем давление на иностранцев со стороны правительства. Apple, кажется, до сих пор не входит даже в пятерку главных поставщиков телефонов в Китае. Доля айфонов на китайском рынке скорее снижается, чем растет. Возможно, что для предприятия, чей экономический смысл заключается в том, чтобы ежегодно продавать телефон примерно одним и тем же людям с маржой в 30–40%, доля рынка не самый критический показатель, но все же, надо думать, и не самый пустяковый. Помогут ли Apple большие телефоны, которые якобы популярны в Азии, не очень ясно. Компания Xiaomi тоже выпускает хорошие телефоны (и фаблеты), а ее андроидовская модификация MIUI нагло, но довольно убедительно копирует интерфейс iOS. Весной Xiaomi вышла на первое место по поставкам смартфонов на китайской рынок, обогнав Samsung, Huawei, Lenovo и прочих. Вчера выяснилось, что она уже занимает третье место в мире, уступая только Samsung и Apple.
Xiaomi вообще одно из самых поразительных открытий последнего времени на поскучневшем рынке мобильной техники. Все, наверно, знают, что этой компании всего четыре года. Что это «китайская Apple», если говорить о ее дизайне и всяких мелочах. И что у нее есть «фальшивый Джобс», если говорить о ее основателе Лэе Цзюне. Но важнее, что в Xiaomi придумали почти невозможное — новый способ сводить людей с ума и заодно продавать им телефоны миллионами. В отличие от Samsung у Xiaomi нет таких больших расходов на рекламу — компания скорее полагается на соцсети и слухи. В отличие от Apple она продает свои устройства едва ли не по себестоимости, следуя амазоновским заветам («Ваши цены — наше преимущество»), и зарабатывает на мобильном софте. Ее последний, какой-то совсем уже эппловской красоты телефон Mi4 дешевле айфона в два раза. И еще — в отличие от тех и других у Xiaomi нет своих магазинов. Компания создает ажиотаж, выпуская небольшие партии в несколько сотен тысяч устройств, и эти партии раскупают за минуты. Сейчас Xiaomi официально торгует только в нескольких странах Азии. Что будет, когда Mi4 или Mi5 придет в другие страны, страшно представить. И тем скорее хочется узнать о новых рекордах Apple этой осенью, особенно в Китае. Вот напоследок еще одно сбивающее с толку сообщение — результаты исследования Morgan Stanley, показывающие, что китайцы не очень-то хотят азиатские телефоны, а все больше iPhone 6 — сильнее даже, чем его хотели в Америке.